Методические
указания к программе курса «Композиция»
Курс
«Композиция» вводится в качестве обязательной дисциплины для филологов-русистов
(II курс) и тесно связан с курсами «Введение в литературоведение», «Стиховедение» и
«Теория литературы». Курс состоит из лекций (24 часа) и практических занятий (8
часов). На практических занятиях студенты выполняют ряд контрольных заданий,
позволяющих связать материал лекций с непосредственной исследовательской
жизнью. Курс завершается зачетом. Задачи
курса: от толкования базовых категорий, усвоенных в курсе
«Введение в литературоведение», перейти к проблемам поэтики и методологии;
раскрыть методику научных исследований. Неизбежно в курсе «Композиция» вопросы общей эстетики и методологии
выходят на первый план. В основу курса положен исторический принцип. В
программе отражена последовательность выделения разных аспектов изучения
композиции, разных методов изучения одного и того же явления, полемика вокруг
узловых моментов проблемы. В дальнейшем предполагается ввести большой раздел «Проблемы композиции в
нормативной поэтике», согласовав его с общей программой курса «Теория
литературы». В данном варианте программы основной акцент сделан на работах 20-х годов XX века, т.к. именно в
«формальной поэтике» и полемике вокруг нее были заложены основы системного
изучения композиционных форм. Сложность
курса заключается в том, что: много
сложных, но необходимых проблем и понятий на II курсе вводятся впервые; требуется
изучение большого количества справочной
(учебники, словари, энциклопедии) и научной литературы разных школ. В основные разделы
программы включаются списки рекомендуемой литературы. Обязательные работы выделяются особым шрифтом.
В приложениях дается
дополнительная библиография по темам «Пространственно-временная
организация художественного произведения», «Бахтинология» (состав
списков будет пополнятся), а также обзорная статья «Хронотоп как
категория исторической поэтики».
Программа
сопровождается фрагментами работ В.Б.Шкловского («Искусство как прием», «Розанов»),
В.М.Жирмунского («Задачи поэтики», «К
вопросу о “формальном методе”», «Композиция лирических стихотворений»),
М.М.Бахтина («Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном
творчестве»), А.П.Скафтымова («Тематическая композиция романа “Идиот”»).
Проблемы
композиции.
Предмет и задачи курса. Определение понятия. Композиция – расположение и
соотнесенность компонентов художественной формы, построение художественного
произведения. («… дисциплинирующая сила и организатор произведения. … Ее цель –
расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи»
П.В.Палиевский) Композиция и проблема целостности произведения.
Композиция в нормативной поэтике (Аристотель, Гораций, Буало, Лессинг,
Ломоносов). Проблемы композиции в исторической поэтике. А.Н.Веселовский.
Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля.
Значение формообразующих аспектов произведения в теоретической мысли XX века.
Исследование типологии композиционных возможностей построения
произведения искусства – одна из проблем эстетического анализа. Возможность
создания общей теории композиции, применяемой к различным видам искусства.
Опыты систематизации композиционных средств (Шкловский, Успенский, А.К.Жолковский).
Связь анализа композиции и семантики. Содержательность композиции.
Прагматический аспект композиции (направленность на восприятие
читателя/зрителя/слушателя). С.М.Эйзенштейн (монтаж).
«Комплекс неполноценности» литературоведения (Д.С.Лихачев). Попытки
подчинить литературоведение точной методике исследования. Точность как критерий
научности. Проблема точности в литературоведении.
Отсутствие четкой терминологии. Размытость границ между категориями.
Фабула. Сюжет. Мотив. Художественный мир. Композиция. Структура. Архитектоника.
Текст.
Текст и произведение. Двойственная природа текста. «Две стороны
существования текста» (Б.М.Гаспаров). Текст как «построение, созданное при
помощи определенных приемов». Текст как «частица непрерывно движущегося потока
человеческого опыта». Границы текста.
Две тенденции изучения литературного произведения. « … типологически
возможны два подхода … Первое исходит из представления о том, что сущность
искусства скрыта в самом тексте и каждое произведение ценно тем, что оно есть.
В этом случае внимание сосредоточивается на внутренних законах построения
произведения искусства. Второй подход подразумевает взгляд на произведение как на
часть, выражение чего-то более значительного, чем самый текст: личности поэта,
психологического момента или общественной ситуации. В этом случае текст будет
интересовать исследователя не сам по себе, а как материал для построения …
моделей более абстрактного уровня » Ю.М.Лотман. Проблема целостности
анализа.
1.
Кожинов В.В.
Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в
историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964. С.408-485.
2.
Теория
литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение.
Литературное развитие. М., 1965.
3.
Хализев В.А.
Теория литературы. Учеб. 2-е изд. М., 2000. С.262-293.
4.
Эйзенштейн С.М.
Собр. соч.: В 6 тт. Т. 2-3.
5.
Лотман Ю.М.
Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972. С.14-16.
6.
Гаспаров Б.М.
литературные лейтмотивы. М.,1993. С.274-303.
7.
Жолковский
А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М.,1996.
8.
Жолковский
А.К., Щеглов Ю.К. Математика и искусство (поэтика выразительности). М., 1976.
9.
Гаспаров М.Л,
Художественный мир М.Кузмина (Тезаурус формальный и тезаурус функциональный) //
Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.II. О стихах. М.,1997. С.416-433.
Приемы построения
текста.
Формальная поэтика
Кризис академического литературоведения. Осознание значения
формообразующих категорий. Идея автономности литературных форм. Г. Вельфлин, О.
Вальцель. Историческая поэтика А.Н. Веселовского. Эволюция поэтических форм.
Система «формальной школы». Стремление «вывести историю литературы из
беспринципного эклектизма методов путем обособления эстетического ряда и
установления его внутренней закономерности» (В.М.Жирмунский). Новый язык
литературоведения и попытка создать четкую систему категорий. Художественное
произведение как замкнутое целое, художественная конструкция.
В.Б.Шкловский. «Воскрешение слова» (1914г.), «Искусство
как прием» (1915, «манифест формальной школы»). ОПОЯЗ.
Идея автоматизации. Утрата изначальной образности слова. Забвение
внутренней формы (А.А.Потебня). Эпитет как средство обновления слова. Принцип
остранения. Содержание и форма. Материал и прием. Абсолютизация приема.
(Содержание литературного произведения исчерпывается суммой его стилистических
приемов.)
Поэтическая и прозаическая речь. «Теория прозы». Событийный ряд и
композиция. Фабула и сюжет (тема и ее композиционное строение). Пренебрежение
тематическим наполнением сюжетной схемы. Приоритет композиции. «Литературное
произведение есть чистая форма…» . Каталогизация приемов построения
прозаического повествования. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами
стиля.
С.М.Эйзенштейн. Поиски революционной формы. «Революционная
форма есть продукция правильно найденных технических приемов конкретизации
нового взгляда и подхода к вещи и явлениям…». Монтаж. Построение сценария «не
на основе каких-либо общепринятых драматургических законов, а в изложении
содержания приемами, определяющими построение монтажа как такового вообще,
например, в организации хроникального материала».(Ср.: «Монтажом мы будем
называть такое расположение кусков киноленты, которые в своем соотношении
выражают определенную мысль режиссера.» В.Б.Шкловский.)
В.М.Жирмунский. «Задачи поэтики» (1919-1923 гг.),
«Композиция лирических стихотворений» (1921г.), «О формальном методе» (1923г.).
Слово как материал поэзии. Поэтический язык («слово, подчиненное
художественной функции»). Задача поэтики – «изучать структуру эстетического
объекта», произведения художественного слова. Классификация фактов языка как
основа построения общей, или теоретической, поэтики.
Тематика и композиция – два самостоятельных отдела поэтики. «Выбор
определенных элементов» (тематика), «их расположение в определенной
последовательности, развитие и сочетание между собой» (композиция).
Критика формалистического решения вопросов композиции за счет вопросов
тематики. Неразрывность формы и содержания. Целостность анализа. «… в
поэтическом произведении его тема не существует отвлеченно, независимо от
средства языкового выражения, а осуществляется в слове и подчиняется тем же
законам художественного построения, как и поэтическое слово»; «… в поэзии мы
имеем дело не с сюжетом и композицией вообще, а с особого рода тематическими и
композиционными фактами – с сюжетом, воплощенным в слове, с композиционным
построением словесных масс.»
Стиль как единство приемов. Единство стиля, художественной сущности
произведения, миросозерцания автора.. Схема литературного развития. Отход от представления
о художественном произведении как о «замкнутой в себе вещи». Принцип историзма.
«Эволюция стиля как системы художественно-выразительных средств или приемов
тесно связана с изменением общего художественного задания, эстетических навыков
и вкусов, на также – всего мироощущения эпохи.» (Ср.: «… новая форма является
не для того, чтобы выразить новое содержание, а для того, чтобы заменить старую
форму, уже потерявшую свою художественность» В.Б.Шкловский.)
Вопрос о границах применения «формального метода». Отождествление метода
исследования и объекта исследования (искусство как совокупность приемов).
Композиция произведения словесного искусства – закон расположения
словесного материала как художественно расчлененного и организованного по
эстетическим принципам целого. Специфика литературных родов. Особенности
композиции лирических стихотворений. Соотношение стилистики, тематики и
композиции («композиция лирического стихотворения одновременно предполагает
закономерное расчленение и фонетического, и синтаксического, и тематического
материала»). Композиционные единицы в области метрики. Организующий принцип
ритма. Стих и строфа. Типология композиционных повторений (анафора, эпифора,
эпанастрофа, эпаналепсис или анадиплосис).Синтаксический параллелизм. Композиция
свободных стихов (vers libres). Ритмическая проза.
Б.В.Томашевский. Теория литературы. Поэтика. (1925г.)
Предмет поэтики – литературное произведение. Задача поэтики – изучение
способов построения литературных произведений. Структура поэтики: стилистика,
метрика, тематика. Разделение плана языка и плана речи. Разное соотношение
организованного материала и упорядоченной тематики в прозе и поэзии.. Сюжетное
построение.Фабула и сюжет. Мотив. Жанр и композиция. Литературное развитие как
процесс вытеснения старых форм. «Причина ощутимости приема может быть двоякая:
их чрезмерная старость и их чрезмерная новизна. Изжитые, старые, архаические
приемы ощутимы как назойливый пережиток, как потерявшее свой смысл явление,
продолжающее существовать в силу инерции, как мертвое тело среди живых существ.
Наоборот, новые приемы поражают своей непривычностью, особенно если они берутся
из репертуара, до сих пор запрещенного (например, вульгаризмы в высокой
поэзии)».
Эволюция идей формальной школы. Взаимодействие приема и материала.
Художественный прием и художественная функция. Ю.Н.Тынянов. Я. Мукаржовский.
Критика «материальной эстетики». (« Сведение жизненных ценностей к
материалу»)
Двойственность методологической позиции В.М.Жирмунского,
Б.В.Томашевского. Понятие «тематическая композиция».Художественное произведение
и эстетический объект. («… исчерпывающее определение эстетического объекта и
эстетического переживания … лежит за пределами поэтики как частной науки и
является задачей философской эстетики». В.М.Жирмунский)
М.М.Бахтин.
«Проблема содержания, материала и формы
в словесном художественном творчестве» Анализ основных понятий и проблем
поэтики на основе общей систематической эстетики. Опровержение поэтики,
построенной независимо от эстетики («от вопросов о сущности искусства вообще»).
Методологический принцип зависимости поэтики от общей эстетики. «Поэтика,
определяемая систематически, должна быть эстетикой словесного творчества».
Базовая категория – структура эстетического объекта. Стремление исследовать
эстетический объект в его своеобразии.
Обоснование двойственности художественной формы. Правильный подход к
форме позволяет понять, «как форма – с одной стороны, действительно
материальная, сплошь осуществленная на материале и прикрепленная к нему, с другой
стороны – ценностно выводит нас за пределы произведения как организованного
материала, как вещи…». Художественная форма как форма материала («комбинация в
пределах материала в его естественнонаучной и лингвистической определенности и
закономерности»). Эмоционально-волевая напряженность формы («выражение
ценностного отношения автора к чему-то помимо материала»).
Разграничение эстетического объекта и внешнего произведения.
Структура эстетического объекта –
архитектоника. Структура внешнего материального произведения, осуществляющего
эстетический объект – композиция. («… форма должна быть понята и изучена в двух
направлениях: 1. изнутри чистого эстетического объекта, как архитектоническая
форма, ценностно направленная на содержание (возможное событие), отнесенная к
нему и 2. изнутри композиционного материального целого произведения: это
изучение техники формы») Самодостаточность архитектонической формы.
Телеологический, служебный характер композиционных форм. «Архитектоническая
форма определяет выбор композиционной: так, форма трагедии (форма события,
отчасти личности – трагический характер) избирает адекватную композиционную
форму – драматическую …Основные архитектонические формы общи всем искусствам и
всей области эстетического, они конституируют единство этой области. Между
композиционными формами различных искусств существуют аналогии, обусловленные
общностью архитектонических заданий, но здесь вступают в свои права особенности
материалов».
Методика эстетического анализа архитектонической формы. Исследование
архитектонической формы романов Ф.М.Достоевского. («Проблемы поэтики
Достоевского») Полифонический роман.
П.А.Флоренский. «Анализ пространственности и времени в
художественно-изобразительных произведениях» (1924-1925гг.). Исследование
своеобразия эстетического объекта. Двойственность художественного произведения.
Единство изображаемого и единство изображения. Конструкция и композиция. «…
композиция … вполне равнодушна к смыслу обсуждаемого художественного
произведения и имеет дело лишь с внешними изобразительными средствами;
конструкция же … направлена на смысл и равнодушна к изобразительным средствам
как таковым. … конструкция есть способ соотношения элементов самой
действительности, все равно, телесной или отвлеченной, строение
действительности самой по себе; а композиция есть способ соотношения элементов,
которыми действительность изображается, т.е. строение произведения. … никакой прямой связи между строением
действительности и строением изображения ее нет
… Самые разные конструкции действительности выражаются произведениями
композиций почти тождественных … Напротив, один и тот же предмет или сюжет, сам
по себе имея свою определенную конструкцию, изображается разными художниками в
композициях вполне разных. … Конструкция есть то, чего хочет от произведения
самая действительность; а композиция – то, чего художник хочет от своего
произведения. … как и в ткани, возможно преобладание одного из двух начал, либо
основы – конструкции, либо утка – композиции произведения. Тогда возникает
произведение или односторонне объективное, или, напротив, односторонне
субъективное. Можно пойти и дальше в ослаблении одного из начал».
А.П.Скафтымов. Телеологический принцип в формировании
произведения искусства. Телеологический принцип как опора для «объективной,
методологически организованной интерпретации заложенного в произведении
тематического содержания». Критерий интерпретации. Требование полноты
анализа. Анализ тематической композиции
романа Ф.М.Достоевского «Идиот». (1922-1923гг.)
Литература.
1.
Веселовский
А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля
//Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.,1989. С.101-154.
2.
Потебня А.А.
Эстетика и поэтика. М.,1976.
3.
Вальцель О.
Проблема формы в поэзии. Пг.,1923.
4.
Шкловский В.Б.
Воскрешение слова. Искусство как прием. Розанов // Гамбургский счет. М.,1990.
С.36-41,58-72,120-138.
5.
Шкловский В.Б.
Художественная проза. Размышления и разборы. М.,1961.
6.
Эйхенбаум Б.М.
Литература. (Теория, критика, полемика). Л.,1927.
7.
Эйхенбаум Б.М.
Молодой Толстой. Пг.,1922.
8.
Проблемы
литературной формы: Сб. статей. Л.,1928.
9.
Эйзенштейн С.М.
Собр. соч.: В 6 тт. Т.2-3.
10.
Монтаж:
Литература, искусство, театр, кино. М.,1988.
11.
Жирмунский В.М.
Задачи поэтики. К вопросу о «формальном методе» // Жирмунский В.М. Теория
литературы. Поэтика. Стилистика. Л.,1977. С.15-54,94-105.
12.
Жирмунский В.М.
Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.,1975.
С.433-536.
13.
Томашевский
Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.,1996.
14.
Тынянов Ю.Н.
Проблема стихотворного языка. 2-е изд. М.,1965.
15.
Тынянов Ю.Н.
Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977.
16.
Бахтин М.М.
Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве //
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.С.6-71.
17.
Флоренский П.А.
Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных
произведениях. М.,1993. С.111-130.
18.
Скафтымов А.П.
Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания
русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.,1972. С.23-88.
19.
Гроссман Л.П.
Достоевский – художник // Творчество Достоевского М.,1959. С.330-416.
20.
Пиксанов Н.К.
Творческая история «Горя от ума». М.,1971.
21.
Лихачев Д.С.
Поэтика древнерусской литературы. М.,1979. С.92-95.
Пространственно-временная организация
художественного произведения.
Анализ художественного пространства и времени как один из аспектов
общенаучного освоения реального пространства и времени. Развитие представлений
о пространстве и времени в естествознании и философии. Две концепции времени и
пространства в европейской науке (Демокрит, Платон, Ньютон и Аристотель,
Эйнштейн). Становление пространственно-временных понятий в европейской
философии (Дж. Локк, И. Кант, Гегель, А. Бергсон). Изменение научной концепции
мира в н. XX века (понятие
пространство-время). Влияние открытий А.Эйнштейна на все области знания
(И.М.Сеченов, В.И.Вернадский, А.А.Ухтомский).
А.А.Ухтомский. Учение о доминанте. Философские
и морально-этические выводы. «Инстинкты пространства, времени,
счисления, симметрии». «Социальный инстинкт». Доминанта на лицо
другого. Закон заслуженного собеседника (« … мир для человека таков,
каким он его заслужил; а человек таков, каков его мир», « … каковы
доминанты человека, таков и его интегральный образ мира», « …
человек видит реальность такою, каковы его доминанты»). Значение
времени («Много проблем философского содержания возникло оттого
только, что люди пытались характеризовать вещи и самих себя в
постоянных чертах, независимо от времени»). Хронотоп. « … в чем я
вижу чрезвычайное приобретение для человеческой мысли в таком точном
и, в то же время, ярко конкретном понятии, как «хронотоп», пришедшем
на смену старым отвлеченностям «времени» и «пространства». С точки
зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки,
но живые и неизгладимые из бытия события; те зависимости (функции), в
которых мы выражаем законы бытия, уже не отвлеченные кривые линии в
пространстве, а «мировые линии», которыми связываются давно
прошедшие события с событиями данного мгновения, а через них – с
событиями исчезающего в дали будущего. Если бы я обладал скоростью,
превышающей скорость света, я смог бы видеть события будущего,
вытекающие из сейчас переживаемого момента. Тогда можно было бы
поднять вопрос о том, как нужно было бы переделать события текущего
момента, чтобы дальнейшая «мировая траектория» повела к тому, что
желательно. Человек с ужасом остановился бы на протекающем моменте,
если бы с ясностью увидал, что в будущем он таит в себе
предопределенное несчастье для того, кто ему дороже всего. Но у нас
нет скоростей, превышающих скорость света! … нам приходится реально
нести на себе тягу истории, как ее участникам, а о будущем думать
лишь гадательно, руководясь предупредительными признаками со стороны
глаз и ушей … Сердце, интуиция, совесть – самое дальнозоркое, что у
нас есть, это уже не наш личный опыт, но опыт поколений, донесенный
до нас,
во-первых, соматической (телесной) наследственностью от наших предков и, во-вторых, преданием
слова и быта, передававшимся из веков в века, как копящийся опыт
жизни, художества и совести народа и общества, в котором мы
родились, живем и умрем. … Мне затаенно больно и страшно за людей,
когда они радостны, потому что меня охватывает тогда жалость к ним,
- потому что я знаю, что вот этому самому милому и радостному сейчас
существу скрыты те горести и печали, которые уже таятся в этом самом
хронотопе, который его окружает, уже растет то дерево, из которого
будет изготовлен его гроб, уже готова та земля, в которой будут
лежать его кости. … Да, вот он – хронотоп в своей страшной
реальности, в котором предопределяются количественные связи истории
и человеческого бытия; где траектории, или «мировые линии»,
предопределяют событие так же, как уравнение кривой предопределяет
координаты точек, которые на этой кривой лежат; и где событие, как
раз навсегда неизменный и роковой факт, предопределяет дальнейшее
течение во времени … » (Из писем А.А.Ухтомского. 1927г.)
Влияние творчества Ф.М.Достоевского на миросозерцание
А.А.Ухтомского.
Проблема пространства и времени в искусстве.
Разграничение пространственных и временных видов искусств. Г.Лессинг
«Лаокоон, или о границах живописи и поэзии » (1766г.).
П.А.Флоренский. Курс лекций во ВХУТЕМАСе
(1921-1923 гг.). «Анализ перспективы».Онтологическое толкование
пространственности. Вопрос о пространстве как вопрос о миропонимании
вообще. Исследование пространственных и временных форм в
искусстве.
Отдельные аспекты проблемы художественного
пространства и времени в работах В.Виноградова, В Проппа,
А.Цейтлина, Б.Шкловского и др.
Значение концепции М.М.Бахтина. Зависимость
свойств художественного пространства и времени от свойств «материи
литературы». В художественном произведении реальные пространство и
время преобразуются в соответствии с идеей художника, его
«переживанием» пространства и времени, отношением к
действительности. Художественное время может быть прерывным,
дискретным, многомерным, обратимым в прошлое (=инверсия),
неравномерным в течении. И художественное пространство обычно
дискретно, многомерно.
Существенная взаимосвязь, неразделимость
времени и пространства в художественном мире. Введение понятия
«хронотоп» в качестве одной из основных категорий литературоведения.
«Формы времени и хронотопа в романе» (1937-1938 гг.). Хронотоп –
«существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений,
художественно освоенных в литературе». («В
литературно-художественном хронотопе имеет место слияние
пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном
целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится
художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается
в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в
пространстве, и пространство осмысливается и измеряется
временем».)
Хронотоп как воплощение единства формы и
содержания. «Хронотопичность» художественного образа. «Точка зрения
всегда хронотопична, то есть включает в себя как пространственный,
так и временной момент. С этим непосредственно связана и ценностня
(иерархическая) точка зрения (отношение к верху и низу)». (Бахтин
М.М. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М.М. Эстетика словесного
творчества. М.,1986. С.338.)
Историчность хронотопа. («Человек не рождается
с «чувством времени», его временные и пространственные понятия
всегда определены той культурой, к которой он принадлежит»
А.Я.Гуревич.)
Развитие пространственно-временных
форм в искусстве и культуре разных эпох. Освоение реального
исторического хронотопа в литературе, движение художественных
пространственно-временных форм. Вертикальная средневековая модель
мира, ценностное пространство. Переход к горизонтальной модели в
эпоху Возрождения. «Открытие времени» (движение во времени
становится основным). Работы Д.С.Лихачева и А.Я.Гуревича.
Особенности фольклорного хронотопа. Хронотоп и
поэтика литературных родов.
Жанровое значение хронотопа. Понятие «память
жанра» как узловое в исторической поэтике. С помощью этого понятия
Бахтин снял «противоположение исторической и синхронической
поэтики». С помощью этого понятия описывается передача во времени
жанровых структур, сформировавшихся ранее в условиях
непосредственного общения (Вяч. Вс. Иванов).
Жанр как композиционная форма. «Каждый
поэтический жанр … представляет прежде всего своеобразное
композиционное задание …». « … столь существенное для литературы
понятие о поэтических жанрах как об особых композиционных единствах
связано в поэзии (как и в живописи) с тематическими определениями:
героическая эпопея и лирическая поэма, ода и элегия, трагедия и
комедия отличаются друг от друга не только по своему построению, но
имеют каждая свой характерный круг тем» (В.М.Жирмунский). «Роман
есть чисто композиционная форма организации словесных масс»
(М.М.Бахтин). Хронотоп – «структурный закон жанра, в соответствии с
которым естественное время-пространство деформируется в
художественное» (Ю.М.Лотман).
Эпос и роман («переворот в иерархии времен»,
«изменение временной модели мира», «ориентация на незавершенное
настоящее»). Ценность прошлого в эпосе и ценность настоящего в
романе. Эволюция романного хронотопа.
Хронотоп отдельного произведения как структура,
объединяющая разные типы хронотопов (проблема взаимодействия).
Утверждение хронотопа в качестве универсальной
категории искусствознания (40-70-е гг.). Дискуссионные проблемы
комплексного изучения художественного времени и пространства.
Симпозиум «Проблемы ритма, художественного времени и пространства в
литературе и искусстве» (1970г.), конференции ВГИКа, ЛГИТМИКа,
Даугавпилсского пед. института.
Кризис «бахтинологии». Размывание значений
эстетических категорий М.М.Бахтина.
Диалектическая противоречивость идей
М.М.Бахтина или совершенно новый, «особый» тип гуманитарного знания.
Метафоричность категорий М.М.Бахтина («Вызывающе неточный» язык –
М.Гаспаров, «метариторика» - Р.Лахман). «Термины, применяемые
Бахтиным в его литературоведческих работах, являются лишь знаками
философских категорий и не имеют самостоятельного значения»
(А.Большакова). « … сегодня необходимо методологическое «воздержание
от суждения» в отношении всех наиболее популярных и наименее
понятных бахтинских понятий и терминов: «диалог», «карнавализация»,
«полифония», «хронотоп» … » (В.Махлин).
Литература
1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста:
Пространство и время в неживой и живой природе. М.,1975.
2. Ухтомский А.А. Собр. соч. Т.1 Учение о
доминанте. Л.,1950.
3. Ухтомский А.А. Письма // Пути в незнаемое. Сб.
10. М.,1973. С.371-437.
4. Меркулов В.Л. О влиянии Ф.М.Достоевского на
творческие искания А.А.Ухтомского // Художественное и научное
творчество. Л.,1972. С.170-177.
5. Хализев В.Е. Интуиция совести (теория доминанты
А.А.Ухтомского в контексте философии и культурологии XX века) //
Евангельский текст в русской литературе XYIII –
XX веков. Вып.
3. Петрозаводск, 2001. С.21-42.
6. Флоренский П.А. Анализ пространственности и
времени в художесвенно-изобразительных произведениях. М.,1993.
7. Цейтлин А. Время в романах Достоевского. (К
социологии композиционного приема) // Родной язык в школе. 1927.
Кн.5. С.3-17.
8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.
Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и
эстетики. М.,1975. С.234-407.
9. Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии
исследования романа) // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.
М.,1975. С.447-483.
10.
Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов //
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979. С.336-360.
11.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.
М.,1979. С.209-251.
12.
Лихачев Д.С.
Литература-реальность-литература.Л.,1984.
13.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.
М.,1984.
14.
Семиотика пространства и пространство
семиотики. Труды по знаковым системам. XIX. Вып.720.
Тарту,1986.
15. Buckley J.H. The Triumph of Time. A study of
the Victorian Concepts of Time, History, Progress, and Decadence.
Cambridge, Massachusetts,1966.
16. Quinones R.J. The Renaissance Discovery of
Time. Cambridge, Massachusetts,1972.
17.
Иванов Вяч. Вс. Значение
идей М.М.Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной
семиотики // Труды по знаковым системам.VI. Вып.308.
Тарту,1973.
18.
Вахрушев В. Бахтиноведение – особый тип
гуманитарного знания? // Вопр. лит. 1997. Январь-февраль.
С.293-301.
Конструктивный подход.
Структурализм.
Поиски новых
методик гуманитарных наук.
Стремление к точности литературоведения.
Зарождение структурализма. К. Леви-Строс.
Формирование структурной поэтики. Значение
трудов и идей формальной школы, Пражского лингвистического кружка,
М.М.Бахтина, В.Я.Проппа, Л.С.Выготского и др., а также кибернетики,
теории информации, теории вероятностей, семиотики. Симпозиум по
структурному изучению знаковых систем (1962г.). Труды по знаковым
системам (Тарту).
Ю.М.Лотман. «Лекции по
структуральной поэтике», «Анализ поэтического текста».
Методология структурализма. Принцип
имманентного исследования произведения. Текст и художественное
произведение. («Следует решительно отказаться от представления о
том, что текст и художественное произведение – одно и то же. Текст –
один из компонентов художественного произведения … художественный
эффект в целом возникает из сопоставления текста со сложным
комплексом жизненных и идейно-эстетических представлений».)
Границы текста. Категории,
принципы и приемы внутреннего/структурного анализа текста. «В основе
структурного анализа лежит взгляд на литературное произведение как
на органическое целое. Текст в этом анализе воспринимается не как
механическая сумма составляющих его элементов, и «отдельность» этих
элементов теряет абсолютный характер: каждый из них реализуется лишь
в отношении к другим элементам и к структурному целому всего текста.
… Художественное произведение представляет собой некоторую
реальность и в качестве таковой может члениться на части. …
текстуально совпадающая деталь, входя в различные единства более
общего характера, не равна себе».
Понятия «элемент», «система», «структура»,
«уровень», «бинарная оппозиция», «модель». Художественный текст –
текст с повышенными признаками упорядоченности. «Реальность текста
создается системой отношений, тем, что имеет значение антитезы …».
«Понятие структуры подразумевает, прежде всего, наличие системного
единства».
Разграничение структурных (системных) и
внеструктурных элементов. Текст и структура. «Структура всегда
представляет собой модель. Поэтому она отличается от текста большей
системностью, «правильностью», большей степенью абстрактности
(вернее, тексту противостоит не единая абстрактная структура-модель,
а иерархия структур, организованных по степени возрастания
абстрактности). Текст же по отношению к структуре выступает как
реализация или интерпретация ее на определенном уровне (так,
«Гамлет» Шекспира в книге и на сцене, с одной точки зрения, - одно
произведение, например, в антитезе «Гамлету» Сумарокова или
«Макбету» Шекспира; с другой стороны же – это два различных уровня
интерпретации единой структуры пьесы). Следовательно, текст также
иерархичен».
Парадигматическая и синтагматическая
упорядоченность элементов. Инвариант – «значимая единица структуры,
… сколько бы ни имел он вариантов в реальных текстах, все они будут
иметь лишь одно – его - значение». Система соотношений, со- и
противопоставлений значащих элементов языка в художественной
структуре.
Эстетическая природа и границы поэзии и прозы.
Теория поэтического текста. Стихотворение – «сложно построенный
смысл». « … входя в состав единой целостной структуры стихотворения,
значащие элементы языка оказываются связанными сложной системой
соотношений, со- и противопоставлений, невозможных в обычной речевой
конструкции. Это придает и каждому элементу в отдельности, и всей
конструкции в целом совершенно особую семантическую нагрузку. Слова,
предложения и высказывания, которые в грамматической структуре
находятся в разных, лишенных черт сходства и, следовательно,
несопоставимых позициях, в художественной структуре оказываются
сопоставимыми и противопоставимыми, в позициях тождества и антитезы,
и это раскрывает в них неожиданное, вне стиха невозможное, новое
семантическое содержание. … семантическую нагрузку получают
элементы, не имеющие ее в обычной языковой структуре».
Конструктивные принципы поэтического текста.
Принцип возвращения. «Повтор в художественном тексте – это
традиционное название отношения элементов в художественной структуре
сопоставления, которое может реализовываться как антитеза и
отождествление. Антитеза означает выделение противоположного в
сходном (коррелятивная пара), отождествление – совмещение того, что
казалось различным. Разновидностью антитезы является аналогия –
выделение сходного в отличном».
Ритм как структурная основа стиха. Функции
метрической структуры. Художественная функция рифмы.
Графическая упорядоченность поэтического
текста.
Специфика поэтического сюжета. Структурный
смысл «чужого слова». Полифоничность художественного текста.
Двойная природа композиции поэтического текста.
Проблема единства текста. «Единство текста как неделимого знака
обеспечивается всеми уровнями его организации, однако в особенности
– композицией. … единство текста достигается сопоставлением не
только его частей между собой, но и его неединственностью в системе
известных нам текстов. Стихотворение воспринимается нами как целое и
потому, что мы знаем другие стихотворения и невольно проецируем его
на этот фон».
Стремление к целостной теории структуры и
функционирования литературного текста. Критика
дегуманизации/формализации литературоведения. Полемика на страницах
журнала «Вопросы литературы» (№6,1965г.; №№1,10,1967г.). Статьи
П.В.Палиевского и Ю.М.Лотмана. П.В.Палиевский. Научность и
«наукообразие». Критерий точности в литературоведении. Специфика
художественного образа. Явления литературы не поддаются
формализации. Художественный образ нельзя перевести без остатка в
логически точные формулы. Индивидуальность не сводится к
единичности. « … не ценность анализа измеряется тем, насколько он
способен проникнуть в произведение искусства, а … ценность искусства
измеряется той степенью, до которой оно может соответствовать
универсальной схеме». «Структурализм в литературе то же, что и в
других областях: это капитуляция живой мысли перед абстрактной
логикой и разобщенно-технической, мертвой стороной современной
цивилизации».
Д.С.Лихачев. «Художественное творчество
«неточно» в той мере, в какой это требуется для сотворчества
читателя, зрителя или слушателя. Потенциальное сотворчество заложено
в любом художественном произведении. Поэтому отступления от метра
необходимы для творческого воссоздания … ритма. Отступления от стиля
– для творческого восприятия стиля. Неточность образа – для
восполнения этого образа творческим восприятием читателя или
зрителя. Все эти «неточности», необходимые и допустимые их размеры в
разные эпохи у разных писателей требуют изучения. … от результатов
(изучения) будет зависеть и допустимая степень формализации
произведений искусства. … Структурализм может быть плодотворен лишь
при осознании возможных сфер своего применения и степени
формализации того или иного материала».
Категория «точка зрения». «Новая критика».
Р.Барт. Ц.Тодоров.
Б.А.Успенский. Точка
зрения в повествовательном искусстве. Точка зрения как проблема
композиции. (« … проблема точки зрения представляется центральной проблемой композиции
произведения искусства – объединяющей самые различные виды
искусства»)
Аспекты проблемы точки зрения в разных видах
искусства. Типы, функции и отношения точек зрения в литературном
произведении. Различные подходы к вычленению точек зрения в
художественном произведении в соответствии с различными уровнями
анализа структуры этого произведения («план идеологии», «план
фразеологии», «план пространственно-временной характеристики», «план
психологии»). Использование в произведении нескольких точек зрения.
Проблема «внешней» и «внутренней» точки зрения. Степень
определенности точки зрения. Сложная точка зрения. Способы выражения
точки зрения в разных планах. Зависимость точки зрения от предмета
описания.
Точка зрения в эстетике М.М.Бахтина и в работе
Б.А.Успенского. Полемика вокруг позиции Б.А.Успенского. И.Гуревич
(Вопр. лит. 19971.№2.С.198-202). «Успенский классифицирует
структурные «возможности» … неминуемо отвлекается от условий и
обстоятельств их реализации в ходе развития искусства. … все более
дает себя знать «технологический уклон» … функциональная
характеристика (точки зрения) так и не прозвучала достаточно внятно,
нет
объяснения функции композиции как эстетического феномена. …
Если … известно, что использование точки зрения есть и в достаточно
древних текстах, то есть смысл проследить ее внутреннюю эволюцию,
сдвиги в ее содержательной сути, в степени ее выраженности. Если
говорить,
что устойчивые формулы былинного эпоса и фраза Толстого
типологически родственны, то нельзя не добавить, что эстетическое
качество их различно. … Проблема точки зрения в литературе – это …
проблема человеческого, личностного
содержания образа автора; трактовка точки зрения так или иначе
сопряжена с истолкованием литературы как художественного
человековедения, с познанием его генезиса и развития». (См. также:
Сегал Д. Новое исследование по структуре художественных форм //
Декоративное искусство СССР. 1970. №10. С.42.; Волков Н. «Да» и
«нет» // Творчество.1971. №2. С.16-17.)
Эволюция структурного подхода. Размывание
границ текста. Текст и контекст. Текст и «подтекст». Аллюзии,
реминисценции, парафразы, цитаты. Проблема источников литературного
произведения. Теория интертекста (Ю.Кристева, Р.Лахман,
И.П.Смирнов).
Б.М.Гаспаров. Процесс текстуальной смысловой
индукции. Текст (самоценный и первичный феномен) «не существует
объективно и абсолютно, «в себе и для себя», подобно идеалу
семиотического кода; но не является он и чисто вторичным, и потому
более или менее случайным, продуктом «приложения» механизмов
культурной памяти. Текст возникает во взаимной проекции этих двух
факторов, как момент их уникального слияния – момент неповторимый,
все время текущий и ускользающий … необходимо научиться иметь дело с
открытым, неограниченным притоком в текст смысловых компонентов, в
то же время не теряя из виду единства и герметической компактности
текста».
Литература.
1. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика.
М.,1983. С.306-349.
2. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике.
М.,1994.
3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста.
Л.,1972.
4. Нире Л. О значении и композиции произведения //
Семиотика и художественное творчество. М.,1977. С.125-151.
5. Структурализм: «за» и «против». М.,1975.
6. Палиевский П.В. О структурализме в
литературоведении. Мера научности // Палиевский П.В. Литература и
теория. М.,1979. С.70-90; 95-111.
7. Лихачев Д.С. О точности литературоведения //
Литературные направления и стили. М.,1976.С.14-18.
8. Цурганова Е.А. «Новая критика» романа. Основные
категории и их создатели // Литература США. М.,1973. С.206-235.
9. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической
деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986.
С.9-191
10.
Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский
Б.А. Семиотика искусства. М.,1995. С.9-218.
11.
Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы
интертекстуального анализа с примерами из творчества
Б.Л.Пастернака). СПб.,1995.
12.
Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы.
М.,1993.
13.
Клейман Р.Я. Сквозные мотивы творчесива
Достоевского в историко-культурной перспективе. Кишинев,1985.
Альми И.Л. О сюжете и композиции романа
Достоевского «Идиот» // Н.А.Некрасов и его время. Калининград,1981.
Вып. 6. С.135-141.
Н.Э. ФАЛИКОВА
Петрозаводский государственный университет
ХРОНОТОП КАК КАТЕГОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ
<…>
Известно, что М. М. Бахтин вводил термин “хронотоп”
(“время-пространство”) для обозначения
“формально-содержательной категории литературы”'. Именно в этом
качестве хронотоп был воспринят в середине 70-х годов, когда по
воле обстоятельств с большим опозданием была опубликована
статья Бахтина2. Спустя десять лет
анализ специфики отражения пространства и времени в литературе
был уже одним из интереснейших аспектов общенаучного освоения
реального пространства и времени. Категория литературоведения
превратилась в философскую категорию3. Наконец, в последние годы
хронотоп вошел и в лексику журнальных и газетных статей. При
этом смысловые акценты опять несколько сместились: на первый
план вышло мировоззренческое значение понятия.
На фоне общего интереса к хронотопу новые
оттенки приобретает фраза Бахтина: “(...) всякое вступление в
сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов”4. Чаще всего именно так, “через ворота
хронотопов”, современные философы, историки, социологи, литературные критики
пытаются проникнуть в смысл истории: взглянуть на прошлое
сквозь призму настоящего, предугадать будущее, “стереть
случайные черты” и обозначить реальные вехи времени. Сегодня одна из
главных целей литературной критики — понять, наконец, “где и „когда”
мы находимся”5, и лишь затем
определить свои ценностные ориентации. “Точка зрения хронотопична
(...). С этим непосредственно связана и ценностная
(иерархическая) точка зрения (отношение к верху и низу)”, — писал
Бахтин в 1970 году6. Через
десять лет литературная критика реализовала “последовательно
хронотопический подход”, но не к изучению литературы, а как
способ постижения смысла человеческого бытия. В новом контексте
хронотоп понимается не только как художественное воплощение
отраженного сознанием человека мира, а как “единое
культурно-историческое время-пространство”7. С узкоспециальным значением
соединилось философское осмысление понятия.
Однако необходимо отметить, что философское
содержание новой категории поэтики вовсе не является открытием
современных исследователей, ибо теория хронотопа создавалась на
основе соединения результатов долгих поисков философии и
естествознания. Современное литературоведение лишь сделало более
очевидным философский подтекст нового понятия.
Таким образом, чтобы глубже проникнуть в суть
открытия Бахтина и оценить его значение, следует обратиться к
истории вопроса.
Идеи Бахтина формировались в ту эпоху, когда
после открытий Эйнштейна в естествознании сложилась новая
концепция мира. Этот период в развитии естествознания часто
называют “кризисным”, “бурным”, “периодом расцвета”,
сравнивают с XVII веком, создавшим новый тип научного мышления.
Одно из самых ярких определений принадлежит, пожалуй. В. И.
Вернадскому, который писал в 1931 году: “Мы переживаем не
кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом научной
мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетия, переживаем
научные достижения, равных которым не видели даже поколения
наших предков. Может быть, нечто подобное было в эпоху зарождения
эллинской научной мысли, за 600 лет до начала нашей эры”8.
Признавая, что “теория относительности разбила
все прежнее научное представление”9 (то есть ньютоново представление об
абсолютных, не зависимых друг от друга времени и пространстве),
Вернадский тем не менее указывает и на то, что понятие
“пространство-время” не было новым для эмпирического знания:
“(...) нет эмпирических научных фактов, фактов наблюдения и
опыта, которые бы одновременно не происходили в пространстве и
времени”10. Однако в естествознании,
согласно Вернадскому, пространство-время в продолжение почти
двух веков существовало лишь в качестве “невысказанного
эмпирического обобщения”11, и без
философских предпосылок открытие универсальной взаимосвязи
пространства и времени было бы невозможно 12.
Понятие “пространство-время” возникло в
философии намного раньше теории относительности Эйнштейна. Еще
Д. Локк в “Опыте о человеческом разуме” (1690 г.), рассмотрев время
и пространство раздельно, посвятил их совместному анализу целую
главу, в конце которой сделал вывод: “Итак, распространенность
и продолжительность взаимно обнимают и охватывают друг друга. Каждая
часть пространства находится в каждой части распространенности (...)
это может служить предметом дальнейшего размышления”13. Но Локк, указав на
нераздельность пространства и времени, больше не возвращался к
этой идее в своих работах.
Кант, почти через сто лет после Локка, в
“Критике чистого разума” отказывается от концепции Ньютона и придает
времени и пространству значение “чистых форм чувственного
созерцания”. Время и пространство в его философии — не
эмпирические понятия, выводимые из внешнего опыта, а
“априорные формальные условия всех явлений вообще”14. При этом Кант утверждает, что для
того, чтобы представить идею времени, необходимо призвать идею
пространства, тем самым доказывая взаимосвязь субъективных
представлений пространства и времени 15.
В отличие от концепции Канта, взаимопереходы
пространства и времени в философии Гегеля совершаются не в
сознании субъекта, а в действительности. Гегель связывает время и
пространство
не только друг с другом, но и с самодвижущейся
материей 16. Однако он уже не
различал, как это делал Кант, “эмпирическую реальность” и
“трансцендентальную идеальность” времени и пространства. Все
понятия в его системе (и время, и пространство, и самодвижущаяся
материя) трактуются с точки зрения объективного идеализма.
Впоследствии идеи Гегеля (и его диалектический метод) были
переосмыслены материалистической философией, где время и
пространство — объективно существующие основные формы бытия
движущейся материи17.
В точных науках процесс формирования понятия
“пространство-время” (на основе “невысказанного эмпирического
обобщения”) также начался задолго до Г. Минковского, открытие
которого использовал А. Эйнштейн. Так или иначе до
Минковского о времени как о четвертой координате пространства
писали Лагранж и Фехнер. Минковский придал новому понятию
математическую форму18. Но Эйнштейна
заинтересовала прежде всего оригинальность подхода Минковского:
“То обстоятельство, что нет объективного расщепления
четырехмерного континуума на трехмерно-пространственный и
одномерный континуумы, имеет своим следствием, что законы
природы получают свою логически удовлетворительную форму лишь в том
случае, когда их выражают как законы четырехмерного
пространственного континуума. В этом заключается сущность того
значительного методического успеха, которым теория
относительности обязана Минковскому”19.
Итак, понятие “пространство-время”, имеющее
глубокие корни в философии и естествознании, в теории
относительности означает более общую структуру, чем простое
соединение пространственных координат и времени. На основе
постоянства скорости света была раскрыта взаимосвязь
пространства и времени. Более того, был установлен примат материи по
отношению к пространству-времени20. Выяснилось, что свойства пространства
и времени не являются повсюду одинаковыми и в различных системах
отсчета проявляются по-разному. Последнее послужило толчком для
исследования особенностей пространственно-временных
отношений в других (не только физических)
формах существования материи.
Открытия Эйнштейна оказали огромное влияние
практически на все области знания. Несмотря на то, что физика
еще довольно долго сохраняла за собой приоритет в исследованиях
пространства и времени, сведение всех пространственно-временных
форм только к физическим было почти условным. При таком подходе не
учитывалось, что субъективное восприятие мира имеет свою
специфику21. Постепенно были
выделены биологическое, психологическое и социальное
пространство-время. Появлялись все новые и новые факты,
свидетельствующие о неравномерном течении времени в разных
системах. Было доказано, например, что физическое время течет
намного быстрее для пожилого человека, чем для ребенка, что связано
с уменьшением физической активности. В социологии и истории
широко распространилась идея о неоднородности пространства и
времени в социальном континууме: разные цивилизации, разные
слои общества, отдельные индивиды различно воспринимают время и
пространство22.
Из сказанного выше следует, что теория
хронотопа сформировалась в русле общенаучного увлечения теми
выводами, которые были сделаны из открытий Эйнштейна. В 1938 г.
(год создания теории Бахтина) хронотоп был лишь одним из многих
понятий, определяющих особенности проявления
пространственно-временных отношений на разных уровнях развития
материи23.
Конечно, на изменение представлений о времени и
пространстве в литературоведении повлияли не только научные
открытия, но и искусство. На рубеже XIX—XX вв. в искусстве
сложился
новый образ мира. Изменились и функции
художественного пространства и времени. Если реалистическое
искусство XIX века пыталось создать полную иллюзию
действительности и этой цели подчиняло изображение пространства
и времени, то в XX веке время и пространство становятся
“предметом художественной рефлексии”24, а иногда и основной темой
произведения. Особое значение времени как темы и как принципа
конструкции текста, экспериментирование со временем наиболее
очевидно в литературе “потока сознания” (М. Пруст, Дж.. Джойс).
Примеры трансформации старой картины мира в
искусстве можно найти и в XIX веке. Это прежде всего творчество
Достоевского. В русской литературе с ним связывают первые
эксперименты со временем и осознание взаимосвязи времени и
пространства. В его романах находят отражение идей Лобачевского
и Римана25. Необыкновенную сложность
пространственно-временной структуры его произведений объясняют
особым характером мышления автора. Не случайно
исследователей давно привлекает вопрос о возможном влиянии
творчества Достоевского на Эйнштейна26. Достоевский, подобно Эйнштейну,
разрушил традиционную картину мира в литературе. В живописи XIX в.
аналогичную роль играл импрессионизм (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар и
др.).
Таким образом, становление понятия “хронотоп”
было обусловлено, с одной стороны, достижениями естественных
наук и· философии, а с другой, изменением представлений о
пространстве и времени в искусстве рубежа веков. Возникновение
новой категории в литературоведении было предопределено
настоящим взрывом интереса к данной проблеме в культуре XX
столетия. Но почему именно в творчестве Бахтина был впервые
предложен “последовательно хронотопический подход” к изучению
художественного произведения?
В 30-е годы Бахтин занимался вопросами
исторической поэтики. Его интересовала поэтика литературных
жанров, точнее, поэтика романа. В этот период и в самом начале 40-х
годов Бахтин пишет серию работ, объединенных одной целью —
создать
теорию романного жанра (“Слово в романе”,
“Формы времени и хронотопа в романе”, “Роман воспитания и его
значение в истории реализма”27,
“Из предыстории романного слова”, “Эпос и роман”). Очевидно,
что для Бахтина хронотоп не был самоцелью. Теория хронотопа
сложилась как один из возможных аспектов работы над основной
проблемой — теорией романа. Тем не менее в статье “Формы времени и
хронотопа в романе” Бахтин совершенно перевернул прежние
представления о структуре и сущности пространства и времени в
художественном тексте.
В теории хронотопа так же, как и во всех
статьях о романе, получили дальнейшее развитие прежние интересы
Бахтина, относящиеся к 20-м годам. Так, определяя сферу
возможностей романа, он полагал, что каждый жанр существенно
ограничен в том, какие события и каким образом могут быть в нем
изображены. В основе такого подхода лежала давняя
философская идея о взаимозависимости характера и поступков
человека, с одной стороны, и среды, с другой. В свою очередь
эта идея тесно связана с проблемой свободы и ответственности,
ставшей одной из главных тем всей русской литературы и
философии XIX—XX вв. Интересно, что и Бахтин начинал свою
деятельность в 20-е годы с разрешения проблем нравственной
философии. Этому была посвящена незавершенная книга, отрывки из
которой недавно изданы под названием “К философии поступка”.
Раннее сочинение Бахтина примечательно тем, что в нем заложены
философские основы теории хронотопа. Каждый человек неповторимо
причастен бытию, утверждает Бахтин, каждый имеет в бытии
единственное “место”, с которого “время и пространство
индивидуализуются”28. Из этого
следует, что всякое определение человека в пространстве и
времени влечет за собой ценностное осмысление мира.
Впоследствии идея о “ценностном топосе”, центром которого
является человек, в эстетике Бахтина перерастает в идею о ценностном
значении хронотопа29.
Термин “хронотоп” Бахтин взял из
математического естествознания30
. Но в статье осторожно заметил, что переносит его в литературоведение
“почти как метафору”. И тут же уточнил в скобках “почти, но не
совсем”31. Это ничтожное уточнение
многое проясняет в том, какое значение имеет открытие Бахтина.
Хронотоп, действительно, “почти метафора”, ибо “материя литературы”
специфична. Безусловно, нельзя механически переносить категории
естествознания на литературу. Следует признать, что едва ли
существует общая методология исследования художественного
творчества и реальной действительности. Можно говорить лишь об
известном параллелизме методов. Но в целом литература требует
принципиально иного подхода, и иногда “забвение знания” полезно для
более глубокого проникновения в смысл художественного
произведения. Однако важно помнить, что, отвлекаясь от
специального смысла, Бахтин сохранил сущность понятия Эйнштейна, что
и позволило ему перевернуть представление о “художественной
вселенной”.
В чем же заключался этот переворот? Во-первых,
из теории Бахтина следует, что и в художественном мире пространство
и время в отдельности являются сторонами более общей структуры
— хронотопа. Художественное время и пространство пронизывают
друг друга: временные параметры входят в определение
пространства, а пространственные — в определение времени32. В литературе пространство и время
соединяются в движении сюжета, поэтому можно согласиться с
Бахтиным в том, что ведущим началом в литературном хронотопе
является время.
Во-вторых, теория хронотопа подтвердила, что
художественное время и пространство нельзя воспринимать как
абстрактные категории, не зависимые от их материального
наполнения. На разных уровнях “материи литературы”
пространственно-временные отношения проявляются по-разному.
Следовательно” в литературе также существует множество
пространственно-временных систем, вычленение которых зависит от
“точки от счета” (например, жанровый хронотоп, сюжетный хронотоп,
хронотоп автора, героя, читателя и т. д.). Таким образом,
хронотоп отдельного произведения представляет собой
сложнейшую структуру, в которой соединились разные типы
хронотопов.
Анализируя историю развития романа, Бахтин
доказал, что определенные типы хронотопов сменяют друг друга с
течением времени или закрепляются традицией, но при этом
меняются их функции и осмысление. <… > Влияние открытий
Эйнштейна во многом изменило и подход Бахтина к его основной
проблеме—типологии жанров. Он пришел к выводу, что решающее
значение в разграничении жанров принадлежит хронотопу. Возможно,
Бахтин непосредственно ориентировался на основной постулат теории
относительности. Известно, что взаимосвязь времени и пространства в
физике была раскрыта на основе постоянства скорости света. Эта
скорость есть отношение пути ко времени. Ее равенство во всех
системах доказывает универсальную взаимосвязь временных и
пространственных величин. Если признать взаимосвязь времени и
пространства универсальной также и в художественной
действительности, то можно попытаться найти “постоянную величину”,
которая отражала бы эту зависимость в разных системах. В
отдельных разновидностях того или иного жанра особенности
пространства и времени меняются на протяжении веков. Так как
временные и пространственные характеристики взаимосвязаны, то
меняются они всегда “пропорционально”, то есть в пределах одной
жанровой традиции. При любых изменениях постоянным, подобно
коэффициенту пропорциональности в математике, остается ядро
жанрового хронотопа. По мнению Бахтина, именно этот неизменный
тип пространственно-временных отношений определяет жанр. Так,
например, основные жанровые свойства романа Бахтин выводит из
“переворота в иерархии времен”, который отличает роман от эпоса.
Постоянную основу романного хронотопа составляет ориентация на
незавершенное настоящее, а хронотоп эпоса определяется
обязательной “причастностью прошлому”35.
В исследованиях последних лет на основе идей
Бахтина хронотоп определяется уже как структурный закон жанра36. Тем самым было признано большое
значение теории Бахтина в изучении жанровой типологии. Однако до сих
пор богатые возможности хронотопа в качестве категории исторической
поэтики не раскрыты до конца. Бахтин показал основные типы
романного хронотопа. Ясно, что этим не ограничиваются
возможности его теории. По аналогии можно выделить
устойчивые типы литературных хронотопов разных культурных эпох.
Не менее важен и анализ специфики и преемственности хронотопов
разных литературных направлений. Еще один типологический ряд
хронотопов может быть построен на основании национальных
особенностей той или иной литературы. Так, в русской литературе
XIX в., на наш взгляд, наиболее значительными типами хронотопа
были дворянская усадьба и купеческий дом. Изучение их генезиса и
трансформации в литературе XX в. непременно даст интересные
результаты. Сейчас сфера применения новой категории не
ограничивается исторической поэтикой. Наиболее плодотворно
хронотоп используется как категория общей и частной поэтики.
Примечательно, что первым примером такого исследования была все
та же статья Бахтина “Формы времени и хронотопа в романе”. В
заключительной части, написанной много позже основного текста и
подводящей итог тому, что было сделано литературоведением в
60-е годы, Бахтин несколько отходит от проблем исторической поэтики,
соединяя синхро- и диахронический анализ хронотопа. Его идеи о
необходимости различения реального пространства-времени и
художественного хронотопа, хронотопа автора и читателя,
повествователя и героя значительна раздвинули рамки теории. В
результате хронотоп стал универсальной категорией искусствознания.
Одно за другим стали появляться исследования особенностей хронотопов
разных видов искусств (музыки, архитектуры, театра, кино и даже
телевидения)37.
В русле изучения хронотопических особенностей
разных искусств естественно возникает вопрос о специфике
художественного хронотопа в целом. Художественный мир отражает
pеальный в субъективном восприятии человека. И
все же отношение художественной модели мира к реальному
пространству-времени неоднозначно. Художественному хронотопу присущи
дискретность и многомерность пространства, неравномерность и
обратимость течения времени. Наряду с универсальными свойствами
пространственно-временная система каждого художественного
произведения обладает еще и индивидуальными особенностями, которые
определяются как законами разных жанров и видов искусства, так и
мироощущением и мировоззрением самого художника. В свою очередь,
авторская концепция времени и пространства зависит от модели мира,
созданной сознанием его эпохи. Поэтому анализ хронотопа тесно связан
с анализом мировоззрения художника (его нравственных, философских,
эстетических, научных взглядов). В некоторых исследованиях
выделяется еще один определяющий фактор — психофизиологическая
природа человека38. Все это вместе
позволяет обнаружить единство объективного и субъективного,
социального и психологического в концепции пространства и
времени любой творческой личности, в пространственно-временной
системе любого художественного произведения.
Анализ хронотопа, конечно, не является
единственно возможным методом исследования
пространственно-временной системы художественного текста. Время
и пространство литературы не тождественны друг другу, поэтому
никогда не потеряет значения изучение особенностей одной из сторон
пространственно-временной целостности. На определенном уровне
анализа необходимо отвлечься от взаимосвязи пространства и
времени, рассматривать их как самостоятельные категории, что
поможет объяснить уникальное свойство всякого искусства
выражать время через пространство и пространство через время
39.
В теории хронотопа заложено еще много
возможностей. Из открытия Бахтина сделаны только первые выводы.
Однако в последние годы термин “хронотоп” настолько широко
распространился, что порой употребляется в самом неожиданном
контексте. Смысл категории постепенно размывается, а
некорректное использование термина создает новые трудности для
исследователей.
По-видимому, причину противоречий в трактовке
понятия надо искать в первоисточнике. Казалось бы, Бахтин дал
четкое определение хронотопа: существенная взаимосвязь
временных и пространственных отношений, художественно освоенных
в литературе40. Но в основном тексте
статьи он использовал хронотоп только как категорию исторической
поэтики, а вернувшись к работе почти через пятьдесят лет и
обратившись к проблемам общей поэтики, дал несколько вариаций
первоначального определения понятия. В окончательном тексте
хронотоп истолкован не только как взаимосвязь времени и
пространства, но и как образ этой взаимосвязи (например,
дорога), как “преимущественная точка для развертывания “сцен”
(в которых событие изображается, а не дается в форме
сообщения), как способ материализации в образах всех
абстрактных элементов художественного произведения (идей,
философских и социальных обобщений и т. п.). Столь широкий
спектр определений одного понятия возник не случайно. Бахтин был
увлечен главной целью—доказать возможность и плодотворность
“последовательно хронотопического подхода” к разным уровням
художественного текста. Вариативность определения понятия отражала
специфику проявлений хронотопа на отдельных уровнях (образ,
мотив, сюжет, композиция и т. д.). Инвариантом для всех
толкований служит первое определение понятия. Суть хронотопа—в
существенной взаимосвязи временных и пространственных
отношений. Если при анализе взаимосвязь не учитывается, то
употребление термина “хронотоп” теряет всякое значение41.
Следует обратить внимание еще и на то, что для
Бахтина была важна лишь существенная взаимосвязь, то есть несущая
определенную смысловую нагрузку в художественном тексте. Определяя
границы хронотопического анализа, он выделил “сферу смыслов”, не
поддающуюся пространственно-временным определениям. По мнению
Бахтина, изначально существующие абстрактные “смыслы” могут быть
доступны человеку лишь в знаковой форме, то есть материализовавшись
в пространстве и времени. Хронотоп, таким образом, есть условие
материализации “смыслов”. И хотя Бахтин не объяснил сущность
понятия “смысл”, можно предположить, что он развивает здесь
идеи Канта. Напомним: “всякое вступление в сферу смыслов
совершается только через ворота хронотопов”. В этой емкой
формуле сконцентрированы представления Канта о времени и
пространстве как об условиях всякого познания (художественного
в том числе). “Смыслы” Бахтина — своего рода “вещь в себе”, хронотоп
— настоящий кладезь смыслов, исчерпать которые невозможно.
1 Теории хронотопа посвящена работа “Формы
времени, и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике” (см.:
Бахтин М. M. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.
234—407).
2 Основной текст написан в конце 30-х годов, а
впервые опубликован лишь в 1975 г.
3 Хронотоп как философская категория
используется, например, в монографии А. Я. Гуревича
“Категории средневековой
культуры” (см.: Гуревич А.Я. Категории средневековой
культуры.
М., 1972. С. 48—166).
Об официальном
признании теории Бахтина философами
свидетельствует включение хронотопа в популярную учебную
литературу (см., например:
Спиркин А. Г. Основы философии. М., 1988.
С. 124).
4 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. С
406.
5 Иванова Н. Выйти из ряда. К поэтике
идеологического романа//0к-тябрь. 1991. № 10. С. 179.
6 Бахтин M, M. Эстетика словесного творчества. M., 1979. С. 338.
7 Иванова Н. Указ. соч. С. 179. К близкой
трактовке понятия “хронотоп” склоняется и Ю. Карякин (см.:
Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М., 1989. С.
639—641).
8 Вернадский
В. И. Размышления натуралиста: Пространство и время в неживой и
живой природе. М., 1975. С. 49—50.
9 Там же. С. 104.
10 Там же. С. 99.
11 Там же. С. 100.
12 О взаимосвязи естествознания и философии в
процессе становления теории относительности см.,
например: Чудинов Э. М. Теория относительности и
философия. М., 1974; Пространство и время в современной физике.
Киев, 1968.
13 Локк Д. Избранные философские произведения: В
2-х т. Т. 1. М., 1960. С. 219.
14 Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т. 3. М., 1964.
С. 138.
|