М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Многоуважаемый о Господѣ

Афанасiй Николевичь!

Простите великодушно, что обѣщался написать Вамъ письмо, но никакъ до селѣ неудосужился написать; и теперь вкратцѣ  скажу Вамъ. Вы христiанинъ православный, истинно-вѣрующiй и заботящiйся о спасенiи души своей. А такимъ христiанамъ Самъ Господь глаголетъ во Святомъ Евангелiи: иже хощетъ по Мне идти да отверяется себѣ и возметъ крестъ свой и по Мнѣ грядетъ; и яже не прiиметъ креста своего и велѣдъ Мене грядетъ нѣсть Мене достоинъ. Понудьтесь и Вы понести, посланный Вамъ крестъ, и тогда милостiю и помощiю Божiею минуется, случившееся непрiятное недоразумѣнiе.

Я-бъ совѣтовалъ Вашему Священнику отправиться въ село Коптево Болховскаго уѣзда для перемѣны съ тамошнимъ Священникомъ Ѳеодоромъ Глѣбовымъ. Я знаю этого добраго старика, простой формы, но хорошiй человѣкъ, который и безъ того хотѣлъ кому нибудь сдавать мѣсто. Но не  знаю, какъ онъ согласиться. Впрочемъ я могу, съ своей стороны, попросить его объ этомъ, только тутъ потребуется нѣчто. Уведомьте, что вы можете ссудить на эти проторы.

Многогр. I. Амвросiй.

13-го Мая 1884 года.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Многоуважаемый о Господѣ

Афанасiй Николаевичь!

Много виноватъ я предъ Вами, что до сихъ поръ не писалъ Вамъ касательно Леонтьевой, но Вы сами знаете мою немощь и мой крайнiй недосугъ, приѣзжающiе и отъѣзжающiе отнимаютъ у меня всякую возможность отвѣчать на письма вовремя.

Я вызывалъ Леонтьеву и узналъ, что она и говоритъ по французски, но не въ такомъ совершенствѣ какъ-бы мнѣ хотѣлось и какъ требуется въ домѣ Преводителя. Я далъ Леонтьевой пять рублей на дорогу и она отправилась назадъ въ свое мѣсто, а остальные двадцать рублей послалъ въ Брянскъ бѣдному семейному синельщику, который хотѣлъ лишить себя жизни, что нечѣмъ пропитывать большое семейство, и, кромѣ того, описали послѣднее имущество за долгъ.

Въ началѣ Iюля были у меня, бывшая гувернанка, которая вышла за военнаго человѣка, была съ мужемъ подъ Плевной, а послѣ овдовѣла. Она можетъ поступить на мѣсто только не раньше октября. Устраиваетъ куда-то своего брата. Имя ее Юлiя Яковлевна Розова, лѣтъ 40-ка, дѣтей не имѣетъ, хорошо знаетъ и французскiй языкъ и музыку. Она просила меня увѣдомить, согласны-ли будете Вы ждать ее до Октября. Юлiя Яковлевна получаетъ пенсiю, но употребляетъ оную на помощь бѣнымъ роднымъ.

Благожелательно привѣтствую о Господѣ Наталiю Андреевну, Зину и Наталiю, чтобы мы поменьше думали объ Италiи. Хотя и кажется, что на чужой сторонѣ хорошо, но дома лучше.

Призывая на всѣхъ Васъ миръ и благословенiе Божiе, остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.

Многогр. I. Амвросiй.

27-го Iюля

1884-го года.

P. S. Здоровье мое слабо и похоже на осеннюю непогоду, слабость и тягота въ тѣлѣ.

 

22-го Октября 1884-го года.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Многоуважаемый о Господѣ

Афанасiй Николаевичь!

Письмо Ваше съ дубликатомъ къ Министру получилъ, Прочитавши, ничего не могу сказать развѣ только повторю Евангельскiя слова Самаго Господа: Аще отъ мiра бысте были, мiръ убо свое любилъ-бы: якоже отъ мiра нѣсте, но Азъ избрахъ вы отъ мiра, сего ради ненавидитъ васъ мiръ и проч. (Ев. Iоан. 15 г. 19 с.) Но дерзайте яко Азъ побѣдихъ мiръ (Ев. Iоан. 16 г. 33 с.) Азъ же грѣшный съ своей стороны прибавлю: ни Вицъ-Губернаторъ, ни Губернаторъ, ни Министръ не вѣчны и долготерпѣнiе Божiи имѣетъ предѣлъ, пусть покуражатся пока попуститъ Господь, а послѣ и самимъ достанется столько сколько не думали и не ожидали. Не ложно Псаломское слово: видѣхъ нечествиваго превозносящася и высящееся яко кедры ливански; мимондохъ и необрѣтеся мѣсто его. Хотя тяжело и очень аскорбительно переноситъ несправедливыя противодѣйствiя отъ такихъ лицъ, которыя должны защищать правду и лицъ не малыхъ, а великихъ и в высокихъ, но послѣ будетъ отрадно по нелицепрiятному суду Единаго Судiи живыхъ и мертвыхъ. Выборъ палъ на Васъ, поэтому тяните до другаго выбора какъ можете и какъ съумѣете, если достанетъ силъ физическихъ вопреки всѣхъ ухищренiй человѣческихъ и вражескихъ, а послѣ видно будетъ на что рѣшиться, служить или неслужить. Недавно мнѣ пришлось слышать слова одного чиновника, которому кто-то сказалъ: Васъ всѣ не любятъ; на что онъ отвѣчалъ, а я всѣхъ ихъ презираю. Хотя слово это не совсѣмъ христiанское, но кстати было сказано и довольно ощутительно для противниковъ.

Касательно зины, какъ устроится, такъ и да будетъ по благоизволенiю Божию, а не по одному желанiю человѣческому. Посмотрите, какъ впередъ пойдетъ дѣло, какъ относительно Зины, такъ равно и относительно служебной Вашей должности.

Между добродѣтелями главными основными поставляются четыре добродѣтели: мудрость, мужество, цѣломудрiе и правда. Смиренный Никита Стифатъ пишетъ, что каждая изъ этихъ добродѣтелей находится между двумя другими, мужество съ одной стороны имѣетъ терпѣнiе, а съ другой крѣпкое сопротивленiе. Васъ публично и даже печатью поносятъ. Хотя переносить это очень тяжело и оскорбительно, но въ девяти блаженствахъ Евангельскихъ главныхъ и в высшемъ, поставлено послѣднее, то есть, блажены есте, егда поносятъ вамъ и рекутъ всякъ золъ глаголъ, на вы лягуше мене ради. Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небеси. И съ другой стороны глаголетъ Господь во Святом Евангелiи: иже постыдится Мене и Моихъ словесъ въ родѣ семъ прелюбодейномъ и грѣшномъ; и Азъ постыжуся его, егда прiиду во свловѣ Отца Моего со Ангелы Святвини. Призывая на Васъ, на все семейство Ваше и на дѣла Ваши миръ и благословенiе Божiе, остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.

Многогр. I. Амвросiй.