М. С. О. н. Г. I. Х. Г. н. п. н.
Достопочтеннѣйшая о Господѣ
Екатерина Ивановна!
Простите, что на скорбное письмо Ваше, полученное мною
въ концѣ Августа, до селѣ не отвѣчалъ
Вамъ. Я очень желалъ написать Вамъ что-нибудь во
утѣшеніе, и нѣсколько разъ принимался за письмо къ Вамъ; но желаніе
мое оставалось безъ исполненія, сперва по крайнему недосугу и молвѣ отъ посѣтителей, а потомъ вслѣдствіе
посѣтившей меня болѣзни, которая, впродолженіе мѣсяца и
болѣе, не давала мнѣ возможности заниматься обычнымъ моимъ дѣомъ.
Теперь, по милосердію Божію, опасность по-видимому миновала; но я еще очень
слабъ, и не знаю, буду ли и теперь въ состояніи удовлетворительно отвѣчать на письмо Ваше. Однако,
съ помощію Божіею напишу, сколько могу, и какъ умѣю.
Вы писали, что подавъ однажды нищему милостыню о
здравіи Вашего сына, смутилась, когда онъ сталъ молиться о
упокоеніи его. Не смущайтесь этимъ. Отъ недоразумѣнія и ошибки нищаго не
могло и не можетъ произойдти ничего противнаго для Вашего сына; и ничего
большаго, и лучшаго никому нельзя пожелать, какъ въ свое время сподобиться
Царствія небеснаго. А что Вы въ скорби своей (сынѣ иногда думали что лучше бы было для него умереть, нежели жить такъ,
какъ он живетъ, - за это укорите себя, и съ полною
вѣрою предайте и себя самую и сына Вашешо волѣ всеблагаго и
премудраго Бога. Если Господь чьи дни сохраняетъ, благодѣтельствуетъ;
если чью жизнь пресѣкаетъ, то паки благодѣтельствуетъ; и вообще, по
слову Св. Церкви Господь глубиною мудрости
человѣколюбно все устроитъ и полезное всѣмъ подаетъ. И потому, для
человѣка нѣтъ ничего лучше и полезнѣе преданности волѣ
Божіей; а намъ судбьбы Божіе непостижимы. – Вы
сознаете, что во многомъ сами виноваты, что не
умѣли воспитать сына, какъ должно. Самоукореніе это полезно; но сознавая
вину свою, должно смиряться и раскаеваться, а не смущаться и отчаяваться, также
не должно очень тревожиться Вамъ мыслію, будто Вы
однѣ – невольною причиною теперешняго положенія Вашего сына. Это не
совсѣмъ правда: всякій человѣкъ одаренъ свободною волею, и самъ за
себя болѣе и долженъ будетъ отвѣчать предъ
Богомъ. – Спрашиваете, не написать ли Вамъ сыну Вашему на удачу въ Москву и
какъ ему написать чтобы тронуть его сердце? Напишите
ему сперва вкратцѣ, чтобы узнать, гдѣ онъ
теперь находится; а когда это узнаете, то можете написать ему и
подробнѣе. Можете тогда ему сказать что онъ теперь вѣроятно же
собственнымъ опытомъ испыталъ, къ чему ведетъ безбожіе и вольнодумство; что
стремясь къ необузданной свободѣ, онъ забылъ, что отъ грѣха
особенно досажденія родителямъ произошло самое рабство, котораго прежде не было
на землѣ и т. п. Помолясь Богу, пишите, какъ Господь положитъ Вамъ на
сердце. Но сперва, повторяю, нужно Вамъ узнать гдѣ онъ находится въ
настоящее время и въ какомъ положеніи. И вообще, Вамъ должно теперь не столько
заботиться вразумлять его, но болѣе молиться за него, чтобы Самъ Господь,
и мире вѣсть судьбами вразумилъ его. Велика сила
матерней молитвы. Вспомните, изъ какой глубины зла извлекла блаженнаго
Августина молитва благочествой его матери. А молясь за сына молитесь и о
себѣ, чтобы Господь простилъ Васъ, въ чемъ Вы по невѣдѣнію согрѣшили. –
Вы описываете, какъ тяжела настоящая Ваша одинокая жизнь.
Примите это, какъ Евангельский крестъ, благодарите Бога, пославшаго Вамъ оный
къ пользѣ Вашей душевной, и къ очищенію согрѣшеній, отъ которыхъ
никто изъ живущихъ на землѣ не свободенъ. Къ утѣшенію и назиданію
Вашему прочтите и въ Евангеліи отъ Матѳея главы,
съ начала 5-й до 11-й.
Пишете что по слабости глазъ не можете заниматься тонкимъ
рукодѣліемъ, и просите меня назначать Вамъ какое нибудь послушаніе. Отъ
скуки можете вязать чулки, или иное что подобное. Наконецъ, пишете, что въ
пришедшій Успенскій постъ, по совѣту моему, Вы говѣли и пріобщились Св. Таинъ, и что исполненіе этого христіанскаго долга
оживала и подкрѣпила Васъ. Слава Богу! И въ наступившій Рождественск.
постъ опять совѣтую, попостившись,
приступить къ сему Божественному и спасительному таинству. По заповѣди
Церковной, православные христіане болжны пріобщаться
Св. Таинъ во всѣ четыре поста; а однажды въ год пріобщаются только очень,
очень озабоченные житейскими дѣлами и недосугомъ великимъ. Вамъ же
совѣтовалъ бы я пріобщаться кромѣ постовъ
и въ большіе промежутки, какъ наприм. между Успенскимъ и Рождественскимъ
постомъ.
Прызывая на Васъ миръ и Божіе
благословеніе остаюсь съ искреннимъ благожеланіемъ.
Многогр.
22 Nоября
Предтечевъ Скитъ
при Оптиной Пустыни.