<список с автографом
прп. Амвросия >
<писцовое>
М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.
Сестра о Господѣ
Пелагiя!
Письмо твое отъ 27 Мая
получилъ, въ которомъ пишешь, что
на тебя нападаютъ блудные помыслы, соблазняешься ты на мужчинъ и врагъ тебѣ
внушаетъ, что грѣхъ сотворить ничего – Богъ проститъ. Врагу не вѣрь
и помыслы отражай памятiю близкой смерти, по которой комуждо воздается по дѣломъ
его. Совѣтую тебѣ искренно покаяться предъ духовникомъ и исповѣдать
всѣ свои грѣхи за всю твою жизнь, начиная съ семи лѣтъ, и
послѣ старайся жить по заповѣдямъ Божiимъ; исповѣдай также и
помыслы худые и ночныя и дневныя во снѣ искушенiя и на яву бывшiя…
Въ послушанiи не отказывайся и не лги,
ссылаясь на болѣзнь; кого оскорбишь, или оскорбила, проси прощенiя. Если
докторскiй совѣтъ привелъ тебя къ лихорадкѣ, то лучше и оставить
его, а положись на волю Божiю и прилѣжно молись Царицѣ Небесной
Мученицѣ Фомаидѣ[1]
и Преподобному Моүсею Угрину[2],
чтобы избавили тебя отъ блуднаго разженiя, отъ котораго и болѣзнь твоя
происходитъ. При памяти смертной всегда держи въ умѣ Крестъ Христовъ и
сердцемъ и устами твори постоянную молитву Іисусову: Господи Іисусе Христе,
Сыне Божiй, помилуй мя грѣшную и помози мнѣ немощной и окаянной
Миръ тебѣ и духови твоему!
<автограф прп. Амвросия:>
Многогр. I. Амвросій.
29 Мая
- 86 года
<список с автографом
прп. Амвросия >
<писцовое>
М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.
Сестра о Господѣ
Пелагiя!
Письмо твое отъ 3 го
Ноября получилъ и прежнiя письма получилъ, но по немощи и крайнему недосугу не
отвѣчалъ тебѣ до сего времени. Пишешь, что Матушка твоя больна.
Ежели очень больна, то совѣтую ей обратиться къ духовному врачевству:
исповѣдаться съ сѣми лѣтъ и за всю жизнь, причаститься
Святыхъ Таинъ и особороваться Святымъ Елеемъ. Таинство Соборованiе изцѣляетъ
и болѣзни тѣлесныя и очищаетъ отъ всѣхъ грѣховъ
забвенныхъ и недоуменныхъ.
Еще пишешь, что тебя смущаютъ разные
помыслы. Не вѣрь имъ, это враги ищутъ твоей погибели; въ мiрѣ
скорби больше еще монастырскихъ и вышедшихъ изъ монастыря постигаютъ большiя
несчастiя и горько послѣ раскаиваются въ своей необдуманности до возврату
нѣтъ. Имѣй всегда въ умѣ смерть и краткость настоящей жизни,
а по смерти судъ и воздаянiе комуждо по дѣломъ. Твори постоянно тихо
молитву Іисусову: Господи Іисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя грѣшную.
И читай почаще: Богородице Дѣво радуйся. Молись прилѣжно Царицѣ
Небесной, Святителю Николаю, Великомученицѣ Варварѣ и Моүсею
Угрину о избавленiи тебя отъ смущенiя помысловъ. Терпи великодушно что
посвящается по слову Самаго Господа Глаголющаго, что многими скорбми подобаетъ
намъ внити въ Царствiе Небесное. Въ скорби и унынiи читай стоя предъ окномъ
Евангелiе пока не прийдетъ тоска.
Миръ тебѣ и матушкѣ твоей и
Божiе благословенiе на васъ!
<автограф прп. Амвросия:>
Многогр. I. Амвросій.
5 Ноября
-86 года
[1] Святая мученица Фомаида Египетская (ок 476 г.). Память 13 апреля/26
апреля.
[2] Моисей Угрин (ок. 1043). Память 26
июля/8 августа. Этот русский святой был крови даже не славянской; его прозвище
есть древнее произношение слова "венгр". Был он слугой св. кн. Бориса
(его брат св. Ефрем Новоторжский тоже был в княжеской
свите), после гибели хозяина попал в польский плен, где провел четверть века.
Хозяйка предложила ему освобождение, если он женится на ней. Моисей отказался.
И дело не только в том, что любви к ней у него не было, а брак без любви ‑
кощунство. Моисей не отрицал, что многие святые спасались с женами. Он
отстаивал свой особый путь, невозможность лично для себя жениться. Таково
подлинное монашество: совершенно не агрессивное, не ущемляющее брак, но
отстаивающее разнообразие личного подвига. Он стал одним из первых насельников
Киево-Печерского монастыря; силы жить в монашестве он черпал в Библии, в
которой другие обретали силы жить в семье. У Бога много разных мест ‑
и все первые.