<список с автографом прп. Амвросия >

<писцовое>

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ Пелагiя!

Письмо твое отъ 27 Мая получилъ, въ которомъ пишешь, что на тебя нападаютъ блудные помыслы, соблазняешься ты на мужчинъ и врагъ тебѣ внушаетъ, что грѣхъ сотворить ничего – Богъ проститъ. Врагу не вѣрь и помыслы отражай памятiю близкой смерти, по которой комуждо воздается по дѣломъ его. Совѣтую тебѣ искренно покаяться предъ духовникомъ и исповѣдать всѣ свои грѣхи за всю твою жизнь, начиная съ семи лѣтъ, и послѣ старайся жить по заповѣдямъ Божiимъ; исповѣдай также и помыслы худые и ночныя и дневныя во снѣ искушенiя и на яву бывшiя…

Въ послушанiи не отказывайся и не лги, ссылаясь на болѣзнь; кого оскорбишь, или оскорбила, проси прощенiя. Если докторскiй совѣтъ привелъ тебя къ лихорадкѣ, то лучше и оставить его, а положись на волю Божiю и прилѣжно молись Царицѣ Небесной Мученицѣ Фомаидѣ[1] и Преподобному Моүсею Угрину[2], чтобы избавили тебя отъ блуднаго разженiя, отъ котораго и болѣзнь твоя происходитъ. При памяти смертной всегда держи въ умѣ Крестъ Христовъ и сердцемъ и устами твори постоянную молитву Іисусову: Господи Іисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя грѣшную и помози мнѣ немощной и окаянной

Миръ тебѣ и духови твоему!

<автограф прп. Амвросия:> Многогр. I. Амвросій.

29 Мая

- 86 года

 

 

<список с автографом прп. Амвросия >

<писцовое>

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ Пелагiя!

Письмо твое отъ 3 го Ноября получилъ и прежнiя письма получилъ, но по немощи и крайнему недосугу не отвѣчалъ тебѣ до сего времени. Пишешь, что Матушка твоя больна. Ежели очень больна, то совѣтую ей обратиться къ духовному врачевству: исповѣдаться съ сѣми лѣтъ и за всю жизнь, причаститься Святыхъ Таинъ и особороваться Святымъ Елеемъ. Таинство Соборованiе изцѣляетъ и болѣзни тѣлесныя и очищаетъ отъ всѣхъ грѣховъ забвенныхъ и недоуменныхъ.

Еще пишешь, что тебя смущаютъ разные помыслы. Не вѣрь имъ, это враги ищутъ твоей погибели; въ мiрѣ скорби больше еще монастырскихъ и вышедшихъ изъ монастыря постигаютъ большiя несчастiя и горько послѣ раскаиваются въ своей необдуманности до возврату нѣтъ. Имѣй всегда въ умѣ смерть и краткость настоящей жизни, а по смерти судъ и воздаянiе комуждо по дѣломъ. Твори постоянно тихо молитву Іисусову: Господи Іисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя грѣшную. И читай почаще: Богородице Дѣво радуйся. Молись прилѣжно Царицѣ Небесной, Святителю Николаю, Великомученицѣ Варварѣ и Моүсею Угрину о избавленiи тебя отъ смущенiя помысловъ. Терпи великодушно что посвящается по слову Самаго Господа Глаголющаго, что многими скорбми подобаетъ намъ внити въ Царствiе Небесное. Въ скорби и унынiи читай стоя предъ окномъ Евангелiе пока не прийдетъ тоска.

Миръ тебѣ и матушкѣ твоей и Божiе благословенiе на васъ!

<автограф прп. Амвросия:> Многогр. I. Амвросій.

5 Ноября

-86 года

 

 



[1] Святая мученица Фомаида Египетская (ок 476 г.). Память 13 апреля/26 апреля.

[2] Моисей Угрин (ок. 1043). Память 26 июля/8 августа. Этот русский святой был крови даже не славянской; его прозвище есть древнее произношение слова "венгр". Был он слугой св. кн. Бориса (его брат св. Ефрем Новоторжский тоже был в княжеской свите), после гибели хозяина попал в польский плен, где провел четверть века. Хозяйка предложила ему освобождение, если он женится на ней. Моисей отказался. И дело не только в том, что любви к ней у него не было, а брак без любви ‑ кощунство. Моисей не отрицал, что многие святые спасались с женами. Он отстаивал свой особый путь, невозможность лично для себя жениться. Таково подлинное монашество: совершенно не агрессивное, не ущемляющее брак, но отстаивающее разнообразие личного подвига. Он стал одним из первых насельников Киево-Печерского монастыря; силы жить в монашестве он черпал в Библии, в которой другие обретали силы жить в семье. У Бога много разных мест ‑ и все первые.