<список с автографом прп. Амвросия>

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Ольга Михайловна!

Письмо ваше получилъ. Я хотя и немощенъ, но Бога ради не отказываюсь отвѣчать на письма, когда имѣю возможность. Кольми паче вамъ понуждаюсь отвѣчать, во–первыхъ, по содержанію вашего письма, во–вторыхъ, и потому, что упоминаете имя общаго нашего отца, покойнаго батюшки отца Макарія. Пишете вы мнѣ о спиритизмѣ, опасаясь за дѣтей вашихъ, какъ бы не повредились этимъ новымъ ученіемъ. Опасеніе ваше справедливо.

Спиритизмъ есть не что иное, какъ новое заблужденіе и новая прелесть вражеская. Самое слово spiritus показываетъ, что это ученіе есть общеніе людей съ духами и, разумѣется, съ духами не свѣта, а съ духами тьмы. Апостолъ Павелъ пишетъ: Но и аще мы, или Ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ (Галат. 1, 8). Апостолъ упоминаетъ это не объ Ангелахъ благихъ, потому что благіе Ангелы не будутъ благовѣстить ничего противнаго ученію Евангельскому и апостольскому; но явно, что говоритъ это объ ангелахъ тьмы, сверженныхъ съ небы, которые принимаютъ на себя видъ Ангеловъ свѣта для обольщенія неразсудныхъ, какъ объ этомъ говоритъ Апостолъ въ другомъ мѣстѣ: …самъ бо сатана преобразуется во Ангела свѣтла; не веліе убо, аще и служителіе его преобразуются яко служителіе правды» (2 Кор. 11, 14—15). Слова Апостола прямо относятся къ проповѣдникамъ ученія о спиритизмѣ, чрезъ которое будто бы и безбожники дѣлаются очень религіозны. Но если хорошо вникнуть въ душевное состояніе этихъ мнимыхъ религіозниковъ, то явно откроется, что они въ этомъ положеніи сдѣлались еще опаснѣйшими для имѣющихъ съ ними сношенія, нежели какъ были въ состояніи атеистовъ.

Явныхъ безбожниковъ всякій отвращается и удаляется; людей же, прикрывающихся видомъ ложной религіозности, въ душѣ же своей пропитанныхъ старымъ или новымъ заблужденіемъ прелести вражіей, не вдругъ распознаетъ кто–либо и изъ понимающихъ дѣло. Апостолъ говоритъ: Христосъ вчера и днесь тойже, и во вѣки (Евр. 13, 8). Значитъ, какое ученіе въ православной Церкви насаждено въ началѣ Духомъ Святымъ чрезъ Апостоловъ и чрезъ Отцевъ Вселенскихъ соборовъ, то должно продолжаться до скончанія вѣка. Всѣ новыя ученія суть не что иное, какъ новыя заблужденія, посѣваемыя, такъ или иначе, древнимъ врагомъ и ненавистникомъ и навѣтникомъ рода человѣческаго, который, по слову св. апостола Петра, яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Врагъ этотъ въ ученіи спиритизма прикрывается подъ видомъ вызыванія мертвыхъ душъ, которыя будто бы яснѣе растолковываютъ ученіе Евангельское. Но это явное обольщеніе вражіе и явное заблужденіе людей, которые рѣшаются вѣрить духамъ тьмы, являющимся въ видѣ людей умершихъ.

Для душъ святыхъ въ православной Церкви удостовѣреніе совсѣмъ другое. Онѣ удостовѣряютъ о святости своей явнымъ нетлѣніемъ мощей. Души же грѣшныя, по ученію православной Церкви, заключены во адѣ и не имѣютъ власти не только учить другихъ, но и исходить оттуда, въ страшномъ стенаніи ожидая Страшнаго Суда Божія. Слѣдовательно, вызываются и являются не души умершихъ, а духи тьмы грѣховной и обольстители рода человѣческаго. Притомъ, кто не слушаетъ ученія пророческаго и апостольскаго, тотъ не послушаетъ и свидѣтельства умершихъ, если бы они и воскресли и стали убѣждать, какъ сказано во Евангеліи: …аще Моисея и пророковъ не послушаютъ, и аще кто изъ мертвыхъ воскреснетъ, не имутъ вѣры (Лук. 16, 31). А что спиритизмъ не полезенъ, но вреденъ, это ясно доказывается и примѣрами.

Въ Голландіи года два назадъ или болѣе пасторовъ 12, если еще не болѣе, отъ спиритизма сошли съ ума и своимъ сумасшествіемъ, кажется, очень–очень ослабили проповѣдь спиритовъ. Также во Франціи съ тѣхъ поръ, какъ тамъ сталъ распространяться спиритизмъ, сильно возрастаетъ и число сумасшедшихъ, коихъ въ 1835 году было 10539; въ 1846 году до 18000; а въ 1861 году, когда спиритизмъ получилъ сильное развитіе, — до 30000. Вблизи насъ, въ Орловской губерніи, одна помѣщица вдова, не хочу ея имени и фамиліи упоминать, чрезъ вѣрованіе спиритизму сдѣлалась такою странною, что оставила своихъ дѣтей, кажется, пятерыхъ или шестерыхъ, на произволъ судьбы, нисколько не заботясь о нихъ, и сама всѣмъ говоритъ такія дикія нелѣпости, отъ которыхъ слышащіе лишь пожимаютъ плечами.

Поэтому и сами остерегайтесь спиритизма и, если можно, остерегайте и близкихъ вамъ отъ сего зловреднаго ученія.

<автограф прп. Амвросия:> Многогр. I. Амвросій.

26 января 1867 года