10. 31 Янв. 1861.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ «    «

На этой почтѣ, посылается Вамъ желаемыя картинки, при чемъ объясняю мою привычную немощь, чтобы картинки висѣли на принадлежности на южной и западной сторонѣ комнаты.

Письмо Ваше по смыслу отъ 2-го а по надписи отъ 1 Янв. Получено. Я столько неаккуратенъ и неисправенъ въ отвѣтахъ, есть нѣсколько писемъ отъ Ноября и Декабря, которыя пречитывать не успеваю, а черезъ это и отвѣчаю безпорядочно; оставляя нужнѣшее пишу иногда то, чтобы могло подождать.

Пелену къ иконѣ Тиъвинской Божiей Матери можете сдѣлать ради усердiя, но не ради сновидѣнiя. Потому что опасно и съ ученiемъ Св. Отцевъ не согласно, вѣрить, что будто бы изображенiе на иконѣ было мягко и тепло какъ тѣло. Отъ неисповѣданныхъ грѣховъ происходитъ безвременно бывающiй страхъ; впрочемъ неисповѣданныхъ по стыду, или по другой какой либо причинѣ; а тоска посылается въ наказанiе и за исповѣданные грѣхи, также и за такiе, которые грѣхами не считаемъ, напримѣръ за пересуды; впрочемъ тока происходитъ отъ различныхъ причинъ.

Когда Вы напишете мнѣ о какихъ либо своихъ помощахъ душевныхъ, то послѣ кажется Вамъ, что это производитъ во мнѣ отвращенiе. Напротивъ я всегда ублажаю тѣхъ людей, которые искренно исповѣдаютъ свои ошибки и явно открываютъ свои немощи и недостатки. Сильно не упрекайте  себя и за холодность, особенно этимъ не смущайтесь, во первыхъ Вы человѣкъ, и естественно подлежите измѣненiю въ устроенiи душевномъ, во вторыхъ попущается это и промыслительно, чтобы Вы не осуждали другихъ за холодность и равнодушiе въ подобныхъ случаяхъ.

Въ общей молитвѣ должно слѣдить за чтенiемъ внимательнымъ слушанiемъ и мыслiю а не устами.

Въ письмѣ отъ 24 пишете, что кромѣ Васъ самихъ и дѣти нездоровы, особенно отецъ Сергiй; помози Господи всѣмъ Вамъ. По человѣчески не легко это, но отрадно читать свидѣтельство Апостола: «его же любитъ Господь наказуетъ»; и въ другомъ мѣстѣ сказано: «многими скорбми подобаетъ намъ внити въ Царствiе небесное». Видно и о. Сергiю и подобнымъ ему потребно посильнымъ страданiемъ исследовать блаженство вѣчное. Если Сережа теперь съ такимъ понятiемъ, то что будетъ съ нимъ когда онъ освободится отъ оболочки дебельства тѣлеснаго? Да сподобитъ Васъ Господь и «   « воззвать ко Господу во время оно: «се азъ и дѣти мои».

Имя Батюшки Отца Макарiя при постриженiи въ схиму по его собственному разсужденiю оставлено тоже, и это онъ сдѣлалъ именно для того, чтобы въ случаѣ смерти его не было разногласiя въ поминовенiи, потому что не всѣ вскорѣ могли узнать, что Батюшка постриженъ въ Схиму.

Испрашивая на Васъ и на все семейство Ваше благословенiе Божiе остаюсь съ почтенiемъ искреннiй желатель  спасенiя Вашего многогрѣш. I. Амвросiй.

Многоуважаемому и возлюбленному о Господѣ «   « мое усердное благожеланiе всего душеполезнаго и утѣшительнаго, аще не бываетъ успѣшное! Св. Исаакъ Сиринъ говоритъ: Сыновомѣ воистину сущимъ, Отецъ нашъ щедрый, егда возблаговолитъ исшествiе сотворити отъ искушенiй ихъ (скорбныхъ) то не взятiемъ взимаютъ искушенiя отъ нихъ, но терпѣнiе подаетъ имъ въ искушенiяхъ ихъ: и вся благая рукою терпѣнiя своего прiемлютъ къ совершенству душъ своихъ. (Сл. 79. въ концѣ). Да сподобитъ и насъ Христосъ Богъ благоданiю Своего претерпѣти вся злая за любовь Его, со благодаренiемъ сердца. Аминь.

 

11. 11-го Февр. 1861.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ «   «

Что Вашъ о. Сергiй? Въ какомъ положенiи? А нашь О. Иннокентiй, Духовникъ Батюшкинъ, послѣ 15-ти дневной болѣзни отошелъ ко Господу тихою и мирною кончиною, 10-го Февраля въ четверть 9-го часа пополудни. Утромъ въ седьмомъ часу былъ прiобщенъ Св. таинъ, и прежде ежедневно прiобщался. 7-го числа вечеромъ принялъ потриженiе въ схиму отъ О. Игум. Антонiя, съ особеннымъ чувствомъ. Поминайте Iеросхимонаха Iова.

Смерть всему конецъ. Къ этому концу намъ надобно сводить всѣ счеты наши и расчеты. Въ такомъ случаѣ, т. е. если будемъ помнить, во всякомъ затруднительномъ положенiи, о концѣ этого отчета, то можемъ избавляться отъ излишнихъ заботъ и чрезмѣрныхъ скорбей, вѣрнѣе огорченiй душевныхъ. Ежели не будемъ забывать, что многими скорбми подобаетъ намъ внити въ Царствiе небесное, и что всѣ хотящiе благочестно житии гоними будутъ, то не будемъ удивляться, почему мы встрѣчаемъ интриги человѣческiя отъ покорныхъ иконному врагу человѣчества, паче же человѣческаго спасенiя; также почему подвергаемся болѣзнямъ и другимъ неудобствамъ въ жизни. Не вотще праведный и многострадальный Iовъ говоритъ: не искушенiе ли есть житiе сiе человѣку? Да подражаемъ сему праведнику въ вѣрѣ и терпѣнiи, благословляя имя Господне и памятуя слово Апостола: любящимъ Бога вся поспѣшествуетъ во благое; и паки: Его же любитъ Господь, наказуетъ, и проч. и аще страждемъ со Христомъ, т. е. подобно Ему терпимъ неправедныя обвиненiя и оскорбленiя, то съ нимъ и воцаримся. Еже буди всѣмъ намъ получити милостiю и человѣколюбiемъ Божiимъ.

Многоуважаемому «   « сердечное мое желанiе благодушiя, мужества и долготерпѣнiя.

Многогр. I. Амвросiй.

     Письма Ваши отъ 1 и 5 Февраля получены.

 

12. 21 Февр. 1861.

 

     Достопочтеннѣйшая о Господѣ «   «

     Послѣднее письмо послалъ Вамъ не по содержанiю Вашего письма, какъ послѣ оказалось, а вышло промыслительно, по содержанiю обстоятельствъ[i]. Помози Вамъ Господи, въ терпѣнiи и благодушiи и съ вѣрою переносить разнаго рода непрiятныя встрѣчи. Въ такомъ случаѣ прежде всего обращайтесь къ Апостольскму слову: «вѣренъ Богъ, иже не оставитъ Васъ искуситися паче еже можете, но со искушенiемъ сотворитъ и избытiе; и потому ограждайте и укрѣпляйте себя вѣрою, что любящимъ Бога вся поспѣшествуютъ во благо. Решитесь и Вы въ число любящихъ Бога; и у Васъ все кончится благимъ. Наступающiй постъ старайтесь проводить разсудительно соображаясь съ тѣлесными силами. По нездоровью и въ 69 Апостольск. Правилѣ разрѣшается елей въ Среду и Пятокъ, и даже нѣкоторымъ на страстной седьмицѣ съ покаянiемъ и самоукоренiемъ, памятуя мудрое изрѣченiе Св. Отцевъ, что мы не тѣлоубiйцы, а страстоубiйцы. Св. Исаакъ Сиринъ пишетъ объ одномъ Старцѣ, который вкушалъ пищу чрезъ два дни. Если же приходилось ему побесѣдовать съ приходящими часъ или два, тогда онъ уже не могъ вкушать пишу обычно, а принуждаемъ былъ сокращать срокъ времени и вкушалъ болѣе обычной порцiи. Вамъ должно помнить, что Вы хозяйка дома, окруженная дѣтьми, к тому же и нездоровье привязывается къ Вамъ. Все это показываетъ, что Вамъ нужно болѣе заботиться о душевныхъ добродѣтелямхъ; касательно же употребленiя пищи и другихъ тѣлесныхъ подвиговъ у Васъ должно стоять, впереди всего, благое разсужденiе со смиренiемъ.

     Ежели въ душевныхъ недостаткахъ прiемлется покаянiе смиренiемъ растворенное, то въ тѣлесность немощахъ покаянiе и самоукоренiе еще болѣе имѣютъ мѣста. Св. Лѣствичникъ приводитъ псаломскiя слова: «не постихся, ни бдѣхъ, ни на земли возлегахъ, но смирихся и снасе мя Господь». Начните, помолившись Богу, в кушать пищу въ постъ съ елеемъ. Если же нужда потребуетъ по нездоровью Вашему и большаго, то въ видѣ лекарства можете употреблять и большее. Представьте со смиренiемъ немощь Вашу Господеви, и Силенъ Онъ устроить все во благое. Во время приготовленiя нужно нѣсколько дней употреблять безъ елея, но только совѣтую Вамъ придумывать пищу попитательнѣе, изъ сухихъ плодовъ и подобнаго по желудку Вашему, что бы Вы были способны къ службамъ, (если это возможно) и присмотрѣть за дѣтьми и въ домѣ.

Сашѣ внушите предъ исповѣдью  страхъ Божiй, что Господь знаетъ все, если кто когда солгалъ, и подобныя дѣтскiя немощи, по соображенiю.

Касательно  кажется нужно допустить маленькую похвалу, особенно въ ученiи; а одною строгостью какъ бы не развить въ ней злость и лукавство. Нужно молиться Богу, чтобы Господь вразумилъ къ полезному, и твердо быть увѣрену, что одна человѣческiя предосторожности не увѣнчаются благимъ концомъ, примѣровъ тому у Васъ передъ глазами много. А вѣрою нѣкоторыя побѣдиша царствiя, содѣяма правду, получиша обѣтованiя. Вѣруйте и Вы, и не погрѣшите. Опять о Сашѣ. Пишете, что ему неудобно говѣть на первой и послѣдней; а для Васъ неудобно отдѣлать ему особоую недѣлю для говѣнья. Впрочемъ посмотрите, не удобно ли будетъ на крестопоклонной, или на другой какой, смотря по погодѣ и по другимъ обстоятельствамъ.

Въ заключенiе Вамъ скажу, чтобы Вы не смущались неожиданными встрѣчами, а призвавъ Божiю помощь и молитвы пок. Старца дѣйствовали бы по требованiю обстоятельствъ, вѣруя, что Силенъ Господь помочь Вамъ не вотще увѣщаваетъ Апостолъ Павелъ: мужайтесь и да крѣпится сердце Ваше!

Многоуважаемому «   « усердно кланяюсь, и милыхъ малютокъ Вашихъ привѣтствую и Вамъ съ ними желаю мирнаго пребыванiя. Многогр. I. Амвросiй.

Смущенiе касательно О. И. А. презрите. Я никогда не думалъ оставить Васъ, пока буду живъ и могу что либо дѣйствовать.

 

13. 25 Февр. 1861.

 

Достопочтеннѣйшая о Господѣ «   «.

Начинаю письмо къ Вамъ словами Апостола Павла къ св. Тимоѳею: «Сiе вѣждь, яко въ послѣднiя дни настанутъ времена лѣта: будутъ бо человѣцы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горды, хульницы, неблагодарны, неправедны, не любовны, непримирительны, продерзливы, возносливы, прелсгатаи, клеветницы, невоздержницы, некрѣтцы, неблаголюбцы, предатели, наглы, попыщены и проч.: «Вотъ одна изъ причинъ почему въ настоящее время благонамѣренные люди не поулчаютъ успѣха в благихъ совихъ предпрiятiяхъ, и не только благихъ успѣховъ не получаютъ, но и оскорбляемы бываютъ. – Жаль, весьма жаль, если Церковь лишится такаго благонамѣреннаго и усерднаго дѣятеля, каковъ «   « но по нуждѣ и особенно по слабости здоровья и уступить должно, только не иначе, когда совершенно обозначится новое положенiе дѣлъ и встрѣтятся непреодолимыя препятствiя. – Будемъ надѣяться, что Всеблагiй Господь не предастъ Церкви Своей въ совершенное раздоренiе. Сказано въ псалмахъ: «разоряетъ совѣты языковъ Господь»; тѣмъ болѣе силенъ Господь разорить совѣты и неправыя умѣшленiя интригующихъ.

Снамъ вѣрить не должно, по общему свидѣтельству всѣхъ Св. Отцевъ. Видѣнный сонъ есть слѣдствiе гнѣвнаго и тревожнаго состоянiя души, когда она въ бодрственномъ состоянiи не могла преодолѣть непрiятнаго и оскорбленнаго чувства отъ несправедливо нанесенной обиды. Св. Маркъ Подв. говоритъ, что неудобоисправляема добродѣтель прощенiя обидъ, и особенно въ томъ случаѣ, когда человѣкъ заботится объ общей пользѣ. Тутъ нельзя не чувствовать скорби, но всячески должно противустать чувству гнѣва, памятозлобiя, и мщенiя предоставляя дѣло суду Божiю. Господь болѣе немего печется о душевной пользѣ всѣхъ, и силенъ все возможное сотворити. Предадимся Всеблагому Его Промыслу, и Святой Его волѣ, и милостiю Его получимъ успокоенiе. Все бо устрояетъ паче чаянiя человѣческаго.

Если же, по обозначенiи обстоятельствъ, потребуется прiискать новое мѣсто, то совѣтую прiискивать по силамъ «  « не многоотвѣстственное. Нынѣ время: «спасяй да спасетъ душу свою», улучшенiя нравственныя неудобны. При томъ сверхъ силъ и Господь не требуетъ отъ насъ заботы объ общей пользѣ. Призывайте въ помощь молитвы покойнаго Старца. Да утѣшитъ Васъ Господь въ настоящей скорби, и да покроетъ отъ всякаго зла.

Испрашивая на все семейство Ваше благословенiе Божiе остаюсь съ надеждою на благую помощь свыше.

Многогр. I. Амвросiй.

 

14. 21 Марта 1861.

 

Достопочтеннѣйшая о Господѣ «   «.

Въ письмѣ отъ 13 Марта пишете, что Вы, видя себя хуже другихъ, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство къ другой сторонѣ, и получите пользу. Видѣть себя хуже другихъ служитъ началомъ смиренiя, если только человѣкъ будетъ укорять себя за примѣсь противныхъ чувствоъ и мыслей, и постарается отвергать эту душевную примѣсь. Если же дадите мѣсто въ душѣ Вашей водвориться смиренiю, то по мѣрѣ онаго и будете получать успокоенiе отъ различныхъ тяготъ душевныхъ. Также нечего завидовать и обезпеченнымъ во внѣнемъ отношенiи. Примѣры у Васъ предъ глазами, что и имѣющiе богатое состоянiе не пользуются миромъ душевнымъ. Для сего требуется не внѣшнее обезпеченiе, а упованiе твердое на Бога. Если бы Вамъ полезно было это обезпеченiе, то Господь послалъ бы Вамъ и богатство. Но видно Вамъ это не полезно. Притомъ должно знать, что иногда люди, по собственной неосторожности, сдѣланной когда либо, прежде, подвергаются въ послѣдствiи затруднительнымъ обстоятельствамъ. Въ такомъ случаѣ противъ смущенiя надобно вооружаться самоукоренiемъ, и помощiю Божiею человѣкъ будетъ успокоиваться. Добромъ сдѣланнымъ оправдывать себя нельзя въ такомъ смущенiи, по закону духовному: «сдѣлавши что либо доброе кому жда о семъ скорбнаго искушенiя». Не вотще Апостолъ говоритъ: «аще живемъ духомъ, духомъ и да ходимъ: не бываемъ тщеславно, другъ друга раздражающее, другъ другу завидяще». Замѣтьте эти два признака не свойственные благочестивой жизнию

Пишете, что Васъ часто отягощаетъ тоска. Разсмотрите хорошенько, нѣтъ ли къ тому причинъ земныхъ, и не оскудѣваетъ ли вѣра и упованiе на Всеблагiй Промыслъ Божiй? Апостолъ сказалъ: вѣренъ Богъ, иже не оставитъ Васъ искуситися паче еже можете, но со искушенiемъ сотворитъ и избытiе, т. е. избавленiе отъ скорби и искушенiя. Если такихъ причинъ не найдете за собою, то потерпите эту печаль и томленiе тоски, какъ крестъ духовный, и получите милость Божiею и благовременное утѣшенiе по волѣ Божiей, а не по нашимъ соображенiямъ. Въ помощь избавленiя отъ безотчетной печали совѣтую Вамъ прочесть письма Св. Златоуста къ Олимпiадѣ. – (книжка въ хорошемъ русском переводѣ). При внимательномъ чтенiи этихъ писемъ Вы увидите во 1-хъ, что печаль и тоска бываетъ смѣшанная, происходящая по ухищренiю вражiюотъ мниемо благихъ причинъ, во  2-хъ увидите, какъ зловредна и душевредна такая печаль, что угодникъ Божiй, вопреки общаго обычая Святыхъ, вынужденъ былъ хвалитъ и ублажать свою ученицу, чтобы какимъ бы то ни было образомъ разогнать мракъ душевредной печали и изхитить оную изъ сѣтей коварнаго врага; и для сего употребилъ трудъ усиленный не смотря на свое заточенiе и крайнюю болѣзнь тѣлесную и другiя неудобства. Если съумѣете написанное тамъ приложить къ своимъ осбтоятельствамъ, великую получите пользу духовную.

Еще спрашиваете меня отъ чего «   « послѣ исповѣди получилъ облегченiе, а послѣ прiобщенiя Св. Таинъ тягостное чувство? Судьбы Божiя неисповѣдимы; одно лишь извѣстно, что Господь все устраяетъ къ нашему смиренiю, ради котораго изливаетъ на людей Свою милость. Впрочемъ думаю, что можетъ быть, «   « получивъ облегченiе душевное послѣ исповѣди, ожидалъ получить послѣ прiобщенiя Св. Таинъ утѣшенiе духовное, вопреки Евангельскому Слову, что царствiе Божiе не приходитъ съ соблюденiемъ; потому и получилъ противное чувство, ради вразумленiя; или можетъ быть злохитрый врагъ предъ причащенiемъ, или вскорѣ послѣ онаго, окралъ душу памятозлобiемъ, негодованiемъ и обвиненiемъ кого либо, или какимъ либо помысломъ человѣеческимъ и неблаговременнымъ словомъ. Да покроетъ насъ милость Божiя отъ коварствъ вражiихъ.

Въ письмѣ Вашемъ отъ 16 пишете мнѣ о племянникахъ, и просите маего совѣта. Положительно Вамъ объ этомъ сказать не могу, а обсмотрите дѣло это сами хорошенько со всѣхъ сторонъ, по силамъ ли оно Вамъ будетъ? И удобно ли его исполнить при Вашей обстановкѣ? У васъ своихъ четверо дѣтей, за которыми смотрѣть, кромѣ Васъ самихъ, почти не кому; а Вы еще должны взять чужихъ троихъ, для которыхъ должно усугубить хлопоты хозяйсвтенные, во 2-хъ смотрѣть, чтобы Сашенька не наслушался отъ нихъ толковъ развитiя прогрессивнаго, что легко можетъ быть, и мудрено за этимъ усмотрѣть. А оградите ли Вы племянниковъ отъ влiянiя Универ: прививныхъ толковъ? Это еще весьма сомнительно. Примѣръ и доказательство тому явное, что Сережа В. просится отъ Васъ на свободу; оказывается, на чьей соторонѣ перевѣсъ. По чувствамъ человѣколюбiя и родства подобно бы оказать вспоможенiе юнымъ людямъ; но въ Писанiи сказано: момогай требующему, елико рука твоя можетъ, а не сверхъ силъ и возможности. Притомъ удобно ли будетъ помѣстить въ домѣ Вашемъ трехъ лишнихъ человѣкъ? И не свяжетъ ли это Васъ если бы Вы захотѣли на время куда либо отъѣхать? Разсмотрите все это, и не боритесь сверхъ силъ Вашихъ. Вотъ мое мнѣнiе; а Вы изберите полезнѣйшее.

Надобно умудряться и изобрѣтать духовныя и внѣшнiя средства къ своему успокоенiю. Людей противной стороны не передѣлаешь. Надобно запасаться терпѣнiемъ и мужествомъ, а не бѣжать отъ нихъ по малодушiю, памятуя слово Пр. Iова; что все житiе наше есть одно лишь искушенiе. Посему и Господь сказалъ: въ терпѣнiи Вашемъ стажите души Ваша; и не сдѣлалъ различiя, отъ чужихъ ли только терпѣть, или и отъ своихъ? Врагъ душевный всѣхъ равно подстрекаетъ къ нашему искушенiю.

Матушкѣ Иг. А. мое искреннее благожеланiе успѣховъ и возвращенiя.

Многоуважаемому «   « и милымъ малюткамъ Вашимъ С. Д. Н. и Сергiю, (аще живъ) и Вамъ съ нами отъ души желаю мирнаго пребыванiя. Многогр. Амвросiй.

 

15. 28 Марта 1861.

 

Достопочтеннѣйшая о Господѣ «   «.

Касательно препятствiй и лѣности на молитвѣ, также и другой борьбы душевной помните всегда слово Евангельское, что нудится царствiе небесное и праведницы восхищаютъ оное. Не удивляйтесь нимало тому, что ощущаете въ себѣ движенiя и чувства противныхъ Евангельской любви и простотѣ. Безстрастiе не всѣ имѣютъ, а если кому и дается оное, то по многой борьбѣ, и по великомъ подвигѣ, болѣе же за смиренiе. А намъ немощнымъ нужно въ свое ободренiе и утѣшенiе помнить и держаться псаломскаго слова: «прозябоша яко трава и протикоша вси дѣлающiе беззаконiе, яко да потребятся въ вѣкъ вѣка. «  т. е. когда будемъ ощущать въ себѣ противныя чувства и движенiя, или помыслы, должны потреблять ихъ самоукоренiемъ и призыванiемъ помощи Божiей. Что касается до –«- можетъ быть онъ неправъ, а или напрошенъ или такъ увлеченъ, но мы съ своей стороны должны относить это къ Промыслу Божiю или по крайней мѣрѣ къ попущенiю Божiю.

Касательно поѣздки Вашей къ намъ мое мнѣнiе такое можете по нуждѣ и однѣ Вы съ дѣтьми прiѣхать къ намъ, на сколько Вамъ угодно, а «  « среди этого срока можетъ навѣстить Васъ и поживетъ у насъ сколько будетъ можно. Такимъ образомъ долгая разлука сократится и не тягостна будетъ.

Если такъ рѣшите, то вскорѣ послѣ Пасхи, или и прежде, напишите о семъ О. Архимандриту.

Многоуважаемому «  « и дѣтямъ Вашимъ, и Вамъ съ ними, желаю мирнаго пребыванiя.

Многогр. I. Амвросiй.

 

16. 11 Апр. 1861.

 

N «   «

и Вамъ нѣсколько строкъ пишу, зная, что любите Вы получать письма отъ худости нашей. Помните утѣшительное слово Апостола Iакова: Радуйтесь, егда впадаете во искушенiе скорбей различныхъ. Вольны дѣти Ваши, значитъ любитъ Васъ Господь и посѣщаетъ тѣмъ, что полезно к назиданiю Вашему, обучая терпѣнiю и покорности волѣ Божiей, безъ чего человѣкъ никогда миренъ и покоенъ быть не можетъ.

Многогр. I. Амвросiй.

 

17. 18 Апр. 1861.

Возлюбленные о Господѣ «   « и «   «.

Вотъ наступаетъ Свѣтлый Праздникъ Воскресенiя Христова; привѣтствую Васъ всерадостною Церковною пѣснiю: Христосъ воскресе! И желаю Вамъ съ милыми домочадцами Вашими встрѣтить всерадостное торжество сiе въ мирѣ и утѣшенiи духовномъ.

Я приболѣъ крѣпко, и особенно нехорошо себя чувствовалъ с 14 числа. Теперь хотя болѣзнь продолжается, но слава Богу немного стало легче. Да будетъ по волѣ Божiей.

Письма Ваши получилъ; и повторяю тоже да будетъ по волѣ Божiей.

Если Матушка Иг. А. не уѣхала въ Обитель по моему письму, а осталась у Васъ праздновать, можетъ быть по причинѣ полученiя бумагъ изъ С. то и ее привѣтствую обычнымъ выраженiем Праздника, и желаю благополучнаго окончанiя ея дѣла.

Скажите мое поздравленiе и К. К. писать особо не въ силахъ.

Многогрешный Iером. Амвросiй.

P. S. письмо это диктовано наканунѣ сего дня; вечеромъ и ночью Батюшка чувствовалъ себя хуже, ослабѣлъ и не спалъ. Послѣ устрени прiобщился Св. Таинъ.

 

18. 22 Апр. 1861.

Христосъ воскресе!

Возлюбленные о Господѣ «   « и «   «.

За общiя молитвы искренно молившихся о непотребствѣ моемъ Господь оставилъ меня еще въ живыхъ, хоть и по всему слабъ еще, письма Ваши получилъ.

Многогр. I. Амвросiй.

 

19. 25 Апр.

 

Возлюбленнымъ о Господѣ «   « и «   « съ милыми малютками мое искреннее благожеланiе, всякой пользы и успѣха внѣ и внутрь. О себѣ скажу, что глвная  опасность болѣзни какъ будто миновалось, милостiю Божiею, за молитвы искреннихъ молитвенниковъ; но слабость тяготѣетъ еще надо мною.

Миръ Вамъ и милость отъ Господа

Многогр. I. Амвросiй.

Коверъ полученъ. Благодарю за усердiе и цѣню труды; и тутъ же долженъ сказать, что ноги мои едва ли и коверъ полюбятъ – теперь не терпятъ обучи. Въ свѣтлые дни Пасхи сижу въ келлiи.

 

20. 29 Апр. 1861.

Не скорбите Скорбящiю!

Живъ я, только къ дѣлу неспобосенъ. Обычныя немощи мои и причуды болезненныя усилились до нельзя: ноги не терпятъ обучи, сѣрѣютъ, холодѣютъ, тоскуютъ. И потому принужденъ болѣе сидѣть или лежать на кровати, а на кровати что можно дѣлать? Пищеваренiе слабое, и оттого не восполняется истощенiе отъ геморроя, который мучелъ меня болѣе мѣсяца.

Многогр. I. Амвросiй.

 

21. 13 Мая 1861.

Христосъ воскресе!

Достопочтеннѣйшая о Господѣ «   «

Письмо Ваше по немногу читалъ, и вкратцѣ на оное отвѣчаю словами Апостола: «вѣренъ Богъ, Иже не оставитъ Васъ искуситися паче еже можете, но со искушенiемъ сотворитъ и избытие, т. е. силенъ подать помощь Свою егда потребно будетъ. Когда неудобства насъ окружаютъ, тогда особенно должны мы вспоминать слова Писанiя, что вси хотящiи благочестно житии понесми будутъ, не только отъ людей, но и отъ самыхъ обстоятельствъ. Потому то и сказано тѣсенъ путь, ведущiй въ Царствiе небесное. Но дерзайте, говоритъ Господь, Азъ побѣдихъ мiръ…

Во внешнихъ обтостялеьствахъ дѣйствуйте по благоусмотрѣнiю, конецъ и совершенiе дѣла всегда предоставляя волѣ Божiей, успѣшно ли то будетъ, или неблагоуспѣшно.

Нездоровье мое въ одномъ положенiи; Калужскiй доктор еще не бывалъ, въ ожиданiе коего еже ни чѣмъ лечусь.

Многоуважаемому «   « и честному собору милость Вашихъ малютокъ мое искреннее благожеланiе.

Многогр. I. Амвросiй.

P. S. Вы пока осанется до перемѣны моего нездоровья; а тогда посмотримъ, аще воля Божiя будетъ на лучшее.

 

22. 27 Мая 1861.

Достойнѣйшiй о Господѣ «   «.

Капли появляющiяся на иконѣ Спасителя принимайте въ вашу и вашу сiю тутъ же полагайте въ кiотѣ, можно ею въ нездоровьи мазать чело, грудь и желудокъ, но о семъ поговоримъ, аще воля Божiя будетъ – лично.

Многоуважаемому «   « желаю о Господѣ оздоровленiя а Вамъ успокоенiя вѣрою… Дѣтямъ Вашимъ благоденствiя.

Многогр. I. Амвросiй.

 

23. 3 Iюня 1861.

Достоп. о Господѣ «   «

Послѣднiя отъ Васъ письма получилъ отъ 25 и 28 Мая. Писано было Вамъ слово Апостола: «Его же любитъ Господь, наказуетъ, бiетъ же всякаго сына, его же прiемлетъ; а Вы напротивъ, отъ малодушнiя стали думать, что Господь Васъ сставилъ исправтесь…

Миръ Вамъ, и «   «, и дѣтямъ Вашимъ!

Многогр. I. Амвросiй.

 

24. 20-го Iюня 1861.

Миръ Вамъ!

Возлюбленные о Господѣ «   « и «   «.

Письмо Ваше отъ 15 получилъ, и увѣдомляю Васъ о себѣ, что живъ я милостiю Божiею, хотя леченье мое и не совсѣмъ устроивается отъ сложности болѣзни; но слава Богу брожу.

Многогр. I. Амвросiй.

Домъ ожидаетъ прiѣзжихъ.

 

 

Выписки изъ писемъ от 29 авг. 1861-го года до конца Iюля – 62 года.

 

29 Авг. Миръ Вамъ! возлюбленные о Господѣ «   « и «   «.

Слава Богу, что Вы благополучно доѣхали до N., а дома съ помощiю Божiею поживемъ какъ нибудь – простудимся, полечимся, потерпимъ непрiятныя ощущенiя, и будемъ продолжать жизнь свою, какъ Богъ приведетъ, а не какъ хочется, и не какъ видимъ у другихъ. Вѣдь и другiе не видятъ нашего вполнѣ, что мы видимъ, что ощущаемъ, что переносимъ!

Слава и благодаренiе за все, отрадное и скорбное! Десными бо и шуими обращаетъ насъ Всеблагiй Промыслитель ко всему душеполезному, еже обыче совершитися со трудомъ и неудобствами, ими же обнаруживается и познавается немощь наша тѣлесная и душевная, понуждающая обращаться ко Господу со смиренiемъ: помилуй мя, яко немощенъ есть! Идѣже познанiе немощи и смиренiе, тамо привлеченiе милости Божiей, съ нею же всякое благо и добро и благоустроенiе еже буди намъ всѣмъ получити егда возблаговолитъ Господь, вся вѣдый вся могiй всѣмъ хотяй спастися, и  разумѣни прiити.

Сегодня у насъ престольный Праздникъ Крестителю Господню. Да покровены будемъ ходатайствомъ его предъ Господомъ отъ всѣхъ бѣдъ.

Испрашиваю благословенiе Божiе на Васъ и на все семейство Ваше остаюсь съ искреннимъ желанiемъ Волѣ всего благаго непотреб и многогр. Iером. Амвросiй.

 

19 Сент.

Возлюбленные о Господѣ «   « и «   «.

Не успѣлъ я во время поздравить Васъ съ имянинницею; хоть послѣ, желаю Надинькѣ и Вамъ всякаго благополучiя еликимъ же Христiане, хотящiе благоугождать Господеви, по силѣ своей, пользу.тся въ многодѣятельной и скорбной сей жизни. Полная отрада – въ жизни будущей, еже да не лишитъ насъ Всеблагiй Господь милосердiемъ Своимъ, а пока потерпелъ съ помощью Божiею, сколько на чью долю придется тяжкаго и непрiятнаго, посылаемаго промыслительно къ очищенiю нашему.

Юнѣйшей Варѣ желаю укрѣпленiя и рощенiя а Вамъ въ ней утѣшенiя. Сказано въ Писанiи: не помнитъ матерь скорби за радость; данеже родился человѣкъ въ мiръ.

Испрашивая на Васъ и на все семейство Ваше благословенiе Божiе остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.

Многогр. I. Амвросiй.

 

24 Окт.

 

Какъ то Вы тамъ, вблизи лкольныхъ смутовъ пребыаете? Если когда либо, то въ настоящее время еще болѣе потребны вѣра и упованiе и прошенiе милости и покрова Божiя. Силенъ Господь покрыть и защитить понуждающихся жить по заповѣдямъ. Его святымъ, точiю о взаимномъ мирѣ да не нерадимъ. И плодъ правды сѣется въ мирѣ, и отрада въ жизни обрѣтается взаимнымъ миромъ и всякой благой успѣхъ достигается миромъ по Бозѣ, точiю не человѣкоугодiемъ по духу мiра; разумное же снисхожденiе и искусство христiанское потребны въ дѣлахъ обѣихъ и честныхъ, - еже буди намъ имѣть помощiю Божiею за молитвы Блаженнаго нашего Отца. Также да не забываемъ словъ Апослоа: терпѣнiя имате потребу, да волю Божiю сотворите и проч.

С. Д. Н. о. Сергiю и малѣйшей Варѣ и Вамъ съ ними сердечно желаю всякаго добра.

Многогр. I. Амвросiй.

Настойчивость не всегда благовременна и умѣстна.

 

31 Окт.

 

Возлюбленный о Господѣ «   «.

Два письмеца Ваши получилъ. Въ первомъ пишете о губренiи О. С. помози Вамъ Господи избрать человѣка достойнаго и полезнаго общему дѣлу Церкви. Во второмъ жалуетесь на тоску и печаль. Состоянiе такое души бываетъ отъ двухъ совершенно разныхъ причинъ, а иногда и смѣшанныхъ между собою. Печаль по духовнымъ причинамъ бывающую Апостолъ называетъ полезною весьма: «печаль яже по Бозѣ, говоритъ онъ, покаянiе нераскаянно во спасенiе содѣлываетъ, «Нераскаянно значитъ, если человѣкъ не обращается вспять отъ покаянiя и благочестивой жизни; этой печали вредятъ смущенiе, отъ тонкой гордости происходящее, и отчаянiе, наводимое врагомъ душъ нашихъ. Печаль же, по мiрскимъ причинамъ бывающая, весьма вредна. Она, по слову Апостола, смерть содѣлываетъ, не только душевную, но иногда и тѣлесную, если человѣкъ сильно предается оной, оставивъ уповенiе на Бога. Печаль мiрскую производятъ три причины: «похоть плоти, похоть очесъ и гордость житейская, которыя, по слову Апостола, не суть отъ Бога, но отъ мiра сего. Три эти причины рождаютъ причину смѣшанную, если человѣкъ твердо не возстанетъ противъ первыхъ, а озаряется вспять видя мiролюбцевъ, по-видимому блаженствующихъ. Смѣшанную причину печали усиливаетъ и ревность не по разуму въ вещахъ духовныхъ, когда человѣкъ не можетъ удержаться въ предѣлахъ смиренiя а уклоняется во рвенiи. Апостолъ Iаковъ пишетъ: «идѣ же зависть и рвенiе ту нестроенiе и всяка зла вещь. Премудрость же яже свыше первѣе чиста есть, потомъ же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодовъ благихъ, не сумѣнна, не лицемѣрна. «несумѣнна значитъ неосудлива. Считающiе себя умѣющими и болѣе разумѣвающими склонны къ осужденiю. Вотъ азъ судоумный, увлекающiйся желанiемъ пользы ближнему, забывая собственное непотребство, указалъ Вамъ причины наводящiя тяготу душевную, - не въ обличенiе, но сердечно желая избавленiя Вамъ отъ нестерпимой печали, которая отправляетъ жизнь Вашу. Сами вникните и разсмотрите, отъ чего болѣе происходитъ томленiе духа Вашего, и призывая со смиренiемъ и вѣрою помощь Божiю, постарайтесь по силѣ удалить неправильные поводы и причины. Не вотще Апостолъ сказалъ: «терпѣнiя потреба, да волю Божiю сотвориша жизнь вѣчнцю улучимъ». Да! Не малое терпѣнiе и разумѣнiе и смиренiе потребно, чтобы избавиться обоюдной стремнины, гдѣ съ одной стороны искушаетъ тонкое мiролюбiе и тяготы плоти, а съ другой ревность на по разуму, доводящая до рвенiя – и все это лишаетъ мира душевнаго, тяготитъ, томитъ смущаетъ. Господи помози! Заступи, спаси и помилуй! Помилуй насъ яко немощны есмы! Врагъ же противуборющiй безчеловѣченъ и доброненавистникъ, яко левъ рыкая ходитъ искiй кого поглотити, но да упразднится его кознодiство.

Испрашивая на Васъ и на все семейство Ваше благословенiе Божiе остаюсь съ искреннимъ желанiемъ Вамъ отрады душевной и умиротворенiя внутрь и внѣ

Многогр. I. Амвросiй.

 

10 Ноября.

 

Многоуважаемый о Господѣ «   «

Отъ 5 Ноября получилъ я, чрезъ «   «, объясненiе, что сулежбныя дѣла Ваши день отъ дня болѣе усложняются и затрудняютъ Ваше положенiе. Что дѣлать? Въ настоящее время неустройство въ цѣломъ мiрѣ отъ броженiя умовъ и отъ черезъ мѣру развитаго самолюбiя; не говоря уже о какихъ либо улеченныхъ людяхъ, видимъ, что между самыми благонамеренными рѣдко можно найти двухъ во всемъ единомысленныхъ и согласныхъ; но и изъ такихъ людей всякiй думаетъ по своему, видитъ вещи по своему, и дѣйствуетъ съ настойчивостью тоже по своему, когда въ силахъ, то открыто, болѣе же политически и ухищренно. И такъ дѣйствуютъ потому, что иногда увѣрены въ правильности своихъ убѣжденiй до папской непогрѣшимости, и ногда же уклоняются въ человѣкоугодiе, по человѣческимъ расчетамъ. Въ первомъ случаѣ забывается слово Апостола: «мняйся видѣти что не у разумѣ якоже подобаетъ»; и еще: «имутъ ревность, но не по разуму»; а въ послѣднемъ слово Псалмопѣвца: «разгына Богъ кости человѣкоугодниковъ». Находясь среди такихъ обстоятельствъ, кто еще не имѣетъ совершенно полной власти, непрестанно да памятуетъ совѣтъ Самаго Господа: «будите мудри, яко змiя, и цѣли, яко голубiе»; т.е. видя несправедливое дѣйствiе, вмѣсто того, чтобы раздражаться отъ негодованiя, долженъ употреблять мудрость, чтобы достигать цѣли, не во всемъ, а хотя въ главномъ, или въ чемъ возможно, подобно какъ змiя, когда ранятъ тѣло ея, всячески старается соблюсти главу. Вообще нынѣ время такое, хотя бы въ чемъ нибудь достигать благонамѣренной цѣли. А въ отношенiи главнаго предстоятеля, кто бы онъ ни былъ, должно имѣть слѣдующее соображенiе дѣйствовать приспособляясь къ его характеру; и кто услончивъ одно говоритъ на словахъ, а другое выражаетъ въ дѣйствiяхъ и на бумагѣ – съ такимъ не должно прибѣгать къ словеснымъ объясненiямъ; - онѣ не напрасны; а лучше самое дѣло пускать въ ходъ на волю Божiю; пройдетъ – хорошо, не пройдетъ – или подвергнется неправому измѣненiю. – Вы за это отвѣчать не будете. Должно успокоивать себя тѣмъ, что Господь взираетъ на благое намѣренiе и требуетъ посильнаго и возможнаго дѣйствiя, а не сверхъ силы и возможности.

Касательно новыхъ чиновниковъ – пошли Вамъ, Господи, людей дѣльныхъ и благонамѣренныхъ. Много разъ приходилъ мнѣ помыслъ, и давненько, посовѣтовать Вамъ просить себѣ особаго помощника кромѣ того тутулярнаго, который исправляетъ чужую должность. Кажется это бы облегчило положенiе Ваше не мало. Посмотрите на все сказанное своимъ взглядомъ, и послѣдуйте полезному.

Испрашивая на все семейство Ваше миръ и благословенiе Божiе остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.

Многогр. I. Амвросiй.

 

14 Ноября

 

Возлюбленный о Господѣ «   «

Получилъ письмецо Ваше, въ которомъ вкратцѣ пишете о борьбѣ Вашей душевной. Укрѣпляйте себя вѣрою въ надеждою на милосердiе Божiе. Сотворивыф толикiй мiръ силенъ поправить и Ваши дѣла. Кто похвалится не жалѣть объ ошибкахъ прошедшего времени: но за эти ошибки мы же терпимъ скорби временныя, чтобы избвитьс отъ скорбей вѣчныхъ, какъ устрояетъ о насъ промышляющiй Господь, наводя различныя на насъ искушенiя къ очищенiюнашему и къ обученiю духовному, чтобы возбудить въ насъ вѣру опытную и живую, и упованiе непостыдное, какъ свидѣтельствуетъ Апостолъ Павелъ говоря: «скорбь содѣлываетъ терпѣнiе, терпѣнiе же упованiе; упованiе же не пострамитъ». Поэтому презирайте злыя внушенiя врага, который по слоу Апостола Петра яко левъ рыкая ходитъ, искiй кого поглотити, или грѣхомъ, или безмѣрною скорбьiю и отчаянiемъ. Но силенъ Господь, за молитвы общаго нашего Отца, защититъ Васъ отъ нападенiй вражiихъ, равно и отъ тѣхъ непрiятностей, которыя смущаютъ Васъ и отягчаютъ душу Вашу. Утѣшаетъ насъ Апостолъ говоря: «Вѣренъ Богъ, иже не оставитъ васъ искуситися паче, еже можете, но съ искушенiемъ сотворитъ и избытiе. «Укрѣпляйте себя сею надеждою, и не удивляйтесь, что Вы какъ будто стали равнодушны ко всему, и даже къ своему семейству. Непомѣрная скорбь притупляетъ отрадныя чувства и въ этомъ отношенiи. Но будемъ молиться Господу, да сотворитъ съ нами милость Свою. Въ подобныхъ случаяхъ полезна молитва по примѣру мытаря, который противу укоризнъ и порицанiй, и унижиженiй Фарисея не оправдывался ни словомъ, ни мыслiю. О дабы и мнѣ усвоилась молитва сiя!

Испрашивая на Васъ и на все семейство Ваше благословенiе Божiе, остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ недост. богомолецъ Вашъ Мног. Амвросiй.

 

 28 Ноября.

Возлюбленные о Господѣ «   « и «   «.

Поздравляю Васъ съ великою Имянинницею. Хоть юнѣйшая Варя мала, но велика та, чье имя она носитъ. Да поможетъ всѣмъ намъ своимъ ходатайствомъ у Господа Св. Великомученица Варвара.

Преосвященному Ѳеофану напишите, что М. Макарiя не пойдетъ и въ настоятельницы, не только въ казначеи Троекуровской Общины если приглашают ее. Достовѣрно извѣстно, что она уклоняется отъ начальства; отъ начальства; отъ роду имѣетъ болѣе 50 лѣтъ, половину изъ нихъ прожила въ монастырѣ, подъ опытнымъ руководствомъ, съ природнымъ умомъ и немалымъ образованiемъ. Не желаю насиловать Вашихъ собственныхъ убѣжденiй, а долженъ сказать, что Вы, послѣ много пожалѣете если случится Вамъ увидѣть это лице и поближе узнать – какой Вы настоятельницы лишили Троекур. Монастырь.» Впрочемъ у Святителей должно быть свое чувство и убѣжденiе по Бозѣ, безъ примѣси человѣческой. Эти мысли выразите по своему; смягчите, но не убѣждайте. Пусть будетъ по волѣ Божiей.

Испрашивая на все семейство Ваше благословенiе Божiе остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ Вамъ всего полезнаго.

Мног. Амвросiй.

 

19 Декабря.

 

Возлюбленные о Господѣ «   « и «   «.

Поздравляю Васъ съ наступающимъ Праздникомъ Рождества Христова. Желаю Вамъ и всѣмъ юнымъ домочадцамъ Вашимъ встрѣтить духовное торжество сiе въ здравiи и мирѣ и радости духовной. О новомъ годѣ говорить ееще погодимъ, стараясь свергнуть вѣтхое неудобство и смотря какъ и чѣмъ будетъ кончаться настоящiй годъ. По милосердiю Божiю будемъ ожидать и надѣяться лучшаго, потому что благая надежда оживляетъ душу.

Старцы наши О. Архимандиртъ и О. Игуменъ Антонiй провождаютъ обычное свое житiе и въ обычномъ пребываютъ здравiи. О. Архимандитъ и безъ денегъ не робѣетъ продолжать хозяйственныя занятiя. Можетъ быть скоро будетъ своя маслобойня.

О. Иларiонъ и О. Исаакiй свидѣтельствуютъ Вамъ свое почтенiе; а Отца Леонида дома нѣтъ – разъѣзжаетъ по Епархiи отыскивая старыя рукописи и упрездненные монастыри. Дарованiе сiе дадеся ему.

Испрашивая на Васъ и на все семейство Ваше миръ и благословенiе Божiе остаюсь съ искриннимъ благожеланiемъ Вамъ всего душеполезнаго и спасительного.

Многогр. I. Амвросiй.

 

 



[i] Вопросъ съ отвѣтомъ встретились дорогой.