23 Января 1862.
Достопочт. о Господѣ « « -на
19 Память Батюшки праздновали торжественно, и многiе
съ духовнымъ утѣшенiемъ; я лишь непотребный не могъ быть на службахъ, и
до сихъ поръ не выхожу изъ келлiи, хотя почти съ недѣлю не принимаю
никакихъ лекарствъ. Ноги мои очень капризничаютъ, безпрестанно почти
сырѣютъ и требуютъ перемѣны чулокъ, а на постелѣ лежатъ
скучно.
Получаю письма; многiя пишутъ о томъ, чтобы я поберегъ
себя и вмѣстѣ съ тѣмъ отвѣтовъ порашиваютъ, или по
крайней мѣрѣ увѣдомленiя, и потому слова какъ-то съ дѣломъ не сходятся. Другому поручи
написать, скажи да расскажи, да не доскажи, а изъ этого ничего и не выходитъ.
Скорѣй бы самъ написалъ, да послѣ болѣзни руки плохо пишутъ,
и голова не терпитъ обремененiя. Вотъ и скажемъ со Св. Давидомъ: суди и разсуди
про мою. Прошу прощенiя, что много нелѣпицы наговорилъ Впрочемъ будемъ
надѣяться и ожидать Божiей помощи немогли устроитъ Господь
недостаточества нами къ душеполезному концу; зане не презираетъ скорби
скорбящихъ, и по силѣ понуждающихся удерживаться на пути спасенiя, а егда
нужно и утѣшаетъ, утоляя горчесь безотрадныхъ обстоятельствъ. Добро есть
здорово разсудити и съ терпѣнiемъ ожидати воли Божiей во всемъ мнщемъся
намъ благомъ и полезномъ.
Письмо отъ 18 Янв. Получено.
« « мое
искренне привѣтствiе о Господѣ, искреннее благожеланiе
поздравленiя, доколѣ устроятся неопредѣленныя обстоятельства.
Милымъ малюткамъ Вашимъ глаголющимъ и неглаголющимъ,
искренне желаю здравiя и мирнаго пребыванiя.
Миръ всѣмъ Вамъ, и благоденствiи и успокоенiе по
возможному!
Многогр.
27 Янв.
Возлюбленный о Господѣ « «
« «
привѣтствiе мое о Господѣ; священный соборъ С. Д. Н. отца Сергiя и
малѣйшую, юнѣйшую Варю также привѣтствую о Господѣ, и
отъ всей души желаю имъ наслаждаться дѣтскимъ покоемъ, въ непонятномъ для
нихъ мирѣ душевномъ, дондеже будутъ разумѣ, т. е. разумѣнiе,
приложится и печаль. Впрочемъ отцу и матери желаю, взирая на Ангельское
пребыванiе дѣтей получатъ утѣшенiе и отраду души въ случайщейся и
встрѣчающейся печали.
Испрашивая на все семейство Ваше миръ и благословенiе
Божiе остаюсь приснымъ благожелателемъ Вашимъ.
Недостойный Богомолецъ Вашъ многогр.
3-го Февраля.
Многозаботливая «
«
Почтиннѣ трудны
настоящiя обстоятельства, особенно при противудѣйствiи усатыхъ и
не усатыхъ. Что дѣлать! Нужда и тѣсныя обстоятельства
изобрѣли тюрьку. Одни простыя или стяжавшiе истинную любовь могутъ
вкушать отъ ней безъ огорченiя. Весьма кстати и во время « « пожелалъ узнать свойства той любви безъ
которой ни раздаянiе всего имѣнiя, на преданiе тѣла на сожженiе не
дѣйствительны. Свойства же изъясняетъ самъ Апостолъ въ томъ же
мѣстѣ говоря: любы не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ,
не имѣетъ своихъ силъ, не раздражается, ( т. е. не помнитъ зла) не
мыслитъ зла, не радуется о неправдѣ, радуется же о истинѣ:
всѣ любитъ (т. е. все покрываетъ) всему вѣру емлетъ, всѣ
уповаетъ (т. е. всегда надѣется всего лучшаго), всѣ терпитъ. Любы
никомуже отпадаетъ (отъ Бога и отъ людей въ самыхъ трудныхъ обстоятельствахъ).
Блаженъ кто стяжалъ такую любовь; а мы немощные хотя да стремимся къ стяжанiю
свойствъ и качествъ ея, самоукоренiемъ, смиренiем и покаянiемъ. Необходимыя сiи
добродѣтели притупляютъ горесть и горечь стѣснительныхъ
обстоятельствъ, подая облегченiе и соразмѣрную отраду душѣ страждущей
и по силѣ смиряющейся и кающейся въ самоукоренiе, которое состоитъ въ
томъ, чтобы всегда причинною скорбей и огорченiй, и стѣснительныхъ
обстоятельствъ наставлять грѣхи свои и гордость. Видимой гордости въ насъ
какъ будто и незамѣтно, по обнаруженiе тонкого самолюбiя и честолюбiя не
рѣдко проявляется въ негодованiе, раздражительности, въ ревности не по
разуму, а иногда въ нѣкоемъ завидованiи удачамъ другихъ. Самолюбiе и
чистолюбiе, хотя и тонкiе, много препятствуютъ къ стяжанiю той любви, о которой
сказано выше. Не вотще изрекъ Св. Давид: виждь смиренiе мое и трудъ мой и
остави вся грѣхи моя. Первая степень къ достиженiю истинной любви есть
исканiе прощенiя грѣховъ правильными средствами. А Св. Лѣствичникъ
еще смиреннѣе говоритъ: аще и на всю лѣствицу добродѣтелей
взидеши, а оставленiи согрѣшенiи молися.
Вмѣстѣ съ симъ передай многоуважаемому
« « мое искреннѣе
привѣтствiе о Господѣ, и искреннее благожеланiе мира, и то, что
теперь не благовременно предлагать полезные проэкты, и ихъ остаивать, особенно
въ рѣдкихъ выраженiяхъ; а иначе противники по времени употребятъ ихъ въ
свою пользую. Испрашивая на все семейство Ваше миръ и благословенiе Божiе
остаюсь, по келлiи ходящимъ, а въ церкви сегодня не былъ – многогр. Iером. Амвросiй.
24 Февр.
Возлюбленные о Господѣ « « и «
«.
Еслм сподобилъ Васъ Господь прiобщиться Свытыхъ Таинъ
Тѣла и Крови Господня, то поздравляю Васъ съ симъ духовнымъ
утѣшенiемъ и оживленiемъ и укрѣпленiемъ. Сказано: Господь мертвитъ
и живитъ, низводитъ и возводитъ, смиряетъ и возвышаетъ. Вся премудростiю
сотворилъ и творитъ. Вечеръ плачь, и заутра радость. Посему да живемъ, и да
укрѣпляемся,и да воодушевляемся благонадежiемъ, едино имѣ въ виду –
направленiе къ исполненiю заповѣдей Господнихъ. Мiръ преходитъ и суетная
дѣла его, а творяй волю Божiю пребываетъ во вѣкъ.
На первой недѣлѣ я былъ въ Церкви первую
утреню, двѣ обѣдни, на всѣхъ вечерняхъ, а то дома слушалъ что
читали мнѣ братъ Стефанъ и братъ Иванъ.
Слава Богу! сегодня сподобилъ меня недостойнаго
прiобщиться Св. Таинъ въ Церкви.
Желаю Вамъ наступившiй постъ провести съ пользою
духовною.
Миръ Вамъ и Вашимъ.
Многогр.
10-е Марта.
Возлюбленный о Господѣ « «
Поздрвляю Васъ съ новымъ начальникомъ и съ полученiемъ
аренды. Благоразумiе требуетъ подождать и посмотрѣть, какъ пойдутъ
дѣла. Самый опытъ вѣрнѣе предположенiя. Неудобстав и
препятствiе будутъ на всякомъ мѣстѣ, особенно для хотящихъ
благочестно житии; такъ же и степень здоровья Вашего не можетъ улучшиться и въ
иномъ мѣстѣ службы, по тѣмъ же причинамъ, отъ какихъ оно
растроивается и здѣсь. Впрочемъ самое дѣло лучше покажетъ, что
нужно будетъ предпринять.
P.S. Особенно
« «: кто имѣетъ обыкновенiе хоть
письменно объяснять свои душевныя обстоятельства, для того достаточно получать
разрѣшенiе отъ духовника при исповѣди, когда готовится къ
причащенi. Св. Таинъ.
3-го Апр.
Возлюбленные о Господѣ « « и «
«.
Поздравляю Васъ съ свѣтлымъ Праздникомъ
Воскресенiя Господа и Спаса нашего Iисуса
Хариста и желаю Вамъ и всѣмъ семействомъ Вашимъ провести всерадостное
Христiанское торжество сiе въ мирѣ и здравiи, и утѣшенiи духовномъ.
Даровавшiй всѣмъ радость вѣчную да утолитъ
и скорбь Вашу временную касательно разнесшейся молвы о взяткахъ чиновниковъ.
Вдругъ оскорбляться этого молвою не должно, а лучше постараться сдѣлать
наблюденiе и отыскавши виновныхъ сдѣлать исправленiе. Молва эта не есть
что либо необыкновенное: чего на свѣтѣ не бываетъ? Всякому клану
людей своего рода бываютъ искушенiя. Касательно же себя нужно искать успокоенiя
въ собственной совѣсти, въ терпѣнiи и молитвѣ, вѣруя
несомнѣнно, что подобными искушенiями очищаются наши согрѣшенiя,
происходящiя отъ несправедливаго мнѣнiя и подозрѣнiя въ отношенiе
другихъ. Пр. Маркъ Подвижникъ пишетъ, что кромѣ сихъ средствъ, т. е.
терпѣнiя и молитвы, не возможно избавиться отъ тяжести искушенiй.
Сейчасъ я получилъ извѣстiе от Д. А.
болѣзни П. В. Хотя болѣзнь еще не опредѣлилась, а
больная можетъ уже въ постели! Да подкрѣпитъ Господь прежде всего внутреннее
расположенiе духа, а потомъ силенъ Онъ подкрѣпить и ослабленiе тѣла
отъ болѣзни. Да будетъ по волѣ Его святой! Воля же Божiя благая и
устрояетъ все къ полезному для насъ. Невозможно прожить безъ скорбей и
болѣзней. Безъ нихъ, по слову Апостола, нельзя научиться терпѣнiю.
Миръ Вамъ и всему семейству Вашему.
Многогр. I.
Амвросiй.
Новый послушникъ бр. ,… свидѣтельствуетъ Вамъ
усерднѣйшее почтенiе и поздравляетъ съ праздникомъ. Одѣтъ на
вѣчерiе недѣли Воiй въ монастырское платье.
Суббота Св. Пасха 14 Апр.
Христосъ воскресе, смертiю смерть поправъ и сущимъ во
гробѣхъ даровавъ!
Господь мертвитъ и живитъ, да недѣмся убо на
Всесильную и животворящую Десницу Божiю, въ постигшей насъ болѣзни, и въ
другихъ немощахъ нашихъ и скорбяхъ. Обстоятельства Ваши такъ непоредѣленны,
что не знаешъ что и сказать. Въ Понедѣльникъ Пасхи былъ у насъ въ Скиту
О. Иг. Антонiй, былъ и въ моей келлiи. Не знаю почему онъ пожелалъ знать о
службѣ П. И. и послѣ сказал: «мое мнѣнiе такое: Рѣшился
бы П. И. терпѣть въ продолженiе года чтобы ни случилось; а послѣ и
видно было бы, служить или оставить настоящую службу». Но достанетъ ли
терпѣнiя у П. Ив. во всѣхъ противоборствахъ отъ… и намъ желалось
бы, чтобы П. Ив. служилъ въ С., но да будетъ якоже судетъ возможно, и какъ
Господь устроитъ Всеблагимъ Своимъ Промысломъ Касательно лѣтняга житiя у
насъ въ Об… семейства Вашего – намъ бы весьма это было прiятно если бы такъ
устроилось.
Когда услышимъ что либо опредѣленное о главной
судьбѣ Вашей, тогда, Богу поспѣшествующу, поговоримъ и о другихъ вопросахъ.
Многоуважаемому «
« свидѣтельствую мое искреннее почтенiе и благожеланiе, испрашивая
миръ и благословенiе Божiе на все семейство Ваше.
Тебѣ же усердно желаю оздравленiя по волѣ
Божiей.
Паки миръ Вамъ и благодушiе и претерпѣванiе безъ
перемоганiя.
Многогр. I.
Амвросiй.
28-го Апр.
Христосъ воскресе!
Возлюбленные о Господѣ « « и «
«.
Не желая оставить Васъ безъ извѣстiй о
себѣ, пишу Вамъ нынче кратко, потому что очень занятъ просмотромъ Русской
Лѣствицы, которымъ надо поспѣшить, и отъ котораго меня все
отвлекаютъ посѣтители. Съ помощiю Божiею просмотрѣно до 30-й
степени.
Здоровье мое въ среднемъ положенiи; въ монастырѣ
и въ скиту у насъ все благополучно. Во вторникъ, 24 числа, похоронили О.
Меѳодiя, рядомъ съ О. Палладiемъ близъ
сѣвернаго придѣла казанской церкви.
Отпѣвалъ самъ О. Архимандритъ съ 14-ю Iеромонахами Скитская братiя въ этотъ день была въ
монастырѣ за общею трапезою. Усердствующихъ съѣзалось довольно. Хотя О.
Меѳодiя хоронили на 4-й день, и погода тогда стояла хорошая, теплая, но запаха
не было ни малѣйшаго. Брошюрки о покаянiи мы никакоф не получали, да и
выше насъ разбирать подобныя вещи. Мы имѣли указанiе отъ покойнаго Отца
нашего на свлова Петра Дамаскина, что спасение человѣка совершается между
страхомъ и надеждою – чтобы не отчаяваться, и безпечно не надѣяться (3 ч.
Добротол. О семи дѣланiяхъ). Обѣ эти крайности душевредны и опасны.
Господь черезъ притчу о Мытарѣ и Форисѣе ясно показалъ, какъ и
повинные и слабые грѣшники могутъ получать, чрезъ смиренное покаянiе, не
только спасенiе, но и оправданiе, и какъ человѣкъ, по видимому
безгрѣшный, и съ различными вдиимыми добродѣтелями можетъ быть
отверженъ Богомъ за горделивый образъ мыслей. Если Ап. Iаковъ говоритъ о дѣлахъ, что вѣра безъ
дѣлъ мертва есть, но говоритъ о семъ не просто, а указываетъ на
жесткосердiе и немилосердiе того, кто имѣетъ возможность благотворить
ближнему и не благотворить ему въ нуждѣ, - говоря такъ: аще братъ или
сестра наги будутъ и лишены дневныя пищи, но речетъ имъ могущiй благотворитъ:
идите съ мѣромъ, такая польза? А Св. Апостолъ Павелъ еще яснѣе
говоритъ, что не должно много надѣяться на видимое благотворенiе, а
болѣе заботиться о стяжанiи милосердiя въ сердцѣ и любви къ
ближнему, говоря такъ: аще раздамъ вся имѣнiя и предамъ тѣло мое во
еже сожещее, любве же не имамъ, ни кая ми есть мольза. И Варсонофiй Вел.
говоритъ, что если кто либо, имѣя только на собственную потребу, скажетъ
просящему: не имѣю, нѣсть солгалъ; потому что не имѣетъ
дѣйствительно къ раздаянiю. Также и во Ветх. Писанiи сказано благотоври
требующему елико рука твоя можетъ.
Вообще подъ христiанскими дѣлами
разумѣется исполненiе животворныхъ заповѣдей Божiихъ, которыми
исправляется сердце человѣка, а не просто нагiя видимыя дѣла. При
оскудѣнiи же дѣланiя заповѣдей прiемлется смиренiе растворенное
покаянiемъ, и на оборотъ какъ показано у Исаака Сирина (сл. 34-е стран. 168).
Испрашивая на все семейство Ваше миръ и благословенiе
Божiе остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.
Многогр. I.
Амвросiй.
15 Мая.
Христосъ воскресе!
« «
Письмо твое отъ 10 Мая получено. Очень жаль, что
поѣздка сюда не устроивается, но да будетъ во всемъ воля Божiя!
Господь лучше насъ знаетъ полезное намъ, и силенъ
утѣшить тебя инымъ, яко же Самъ вѣсть.
О. Леонидъ получаетъ газеты «День» и сегодня посылаетъ
отвѣтъ свой на статью помѣщенную въ 30-мъ нумерѣ. Онъ
доказываетъ, что если и избирались въ древности священники во Епископы, то
преежде посвященiя постригались непремѣнно въ монахи. Архiеп. Новг.
Василiй, о которомъ упоминается во
«Днѣ», священникомъ назывался Григорiй (Калѣка), а нареченъ
Василiемъ при постриженiи передъ посвященiемъ въ Епископы. А Суздальскiй
Епископъ Iоаннъ отказавшись отъ кафедры не
просто постригся въ монахи, а принялъ схиму, какъ ясно сказано во Боголюбовой
лѣтописи.
Ежели хочешь успокоиться умудряйся предаваться въ волю
Божiю – благую и совершенную; мнѣ не совсѣмъ здоровится особенно
слава голова.
Миръ всѣмъ Вамъ.
Многогр. I.
Амвросiй.
21 Iюля
Возлюбленные о Господѣ
« « и « «.
Письмо Ваше отъ 16 Iюля получилъ, прiятно было прочитать строки Ваши о
намѣренiи Вашемъ побывать въ странѣ Оптинской. Хоть я, по скудоумiю
и немощи тѣлесной и душевной не способенъ ни къ какому обсужденiю
предметовъ, которые выше мене, но отрадно было бы для грѣшной души моей
согрѣшиться общею нашею вѣрою.
Я часто повторяю слово опытныхъ, что надобно
пользоваться настоящимъ, и кто настоящимъ пользуется хорошо, того и
послѣдствiя бываютъ отрадны, если неоскудѣетъ вѣра.
Сотворимъ, елико можемъ помощiю Божiею, дондеже время имамы; а будущее предоставимъ
Всеблагому Промыслу Всесильнаго Бога, Его же судьбы намъ недовѣдомы.
Мертвитъ бо и живитъ, убожитъ и богатитъ; Вся ему возможна, точiю да будемъ
покорны всесвятой и всеблагой Его волѣ. Вкратцѣ скажу: если не
будетъ особенныхъ препятствiй удостойте насъ своимъ посѣщенiемъ,
насколько кому будетъ возможно. Да будетъ якоже Господь устроитъ о насъ
полезное по святой и всеблагой Своей волѣ; хощетъ бо всѣмъ спастися
и въ разумѣ истины прiити.
Испрашивая на Васъ и все семейство Ваше миръ и
благословенiе Божiе остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ недостойный Вашъ
Богомолецъ многогр. I. Амвросiй.