23 Января 1862.

 

Достопочт. о Господѣ «   « -на

19 Память Батюшки праздновали торжественно, и многiе съ духовнымъ утѣшенiемъ; я лишь непотребный не могъ быть на службахъ, и до сихъ поръ не выхожу изъ келлiи, хотя почти съ недѣлю не принимаю никакихъ лекарствъ. Ноги мои очень капризничаютъ, безпрестанно почти сырѣютъ и требуютъ перемѣны чулокъ, а на постелѣ лежатъ скучно.

Получаю письма; многiя пишутъ о томъ, чтобы я поберегъ себя и вмѣстѣ съ тѣмъ отвѣтовъ порашиваютъ, или по крайней мѣрѣ увѣдомленiя, и потому слова какъ-то съ  дѣломъ не сходятся. Другому поручи написать, скажи да расскажи, да не доскажи, а изъ этого ничего и не выходитъ. Скорѣй бы самъ написалъ, да послѣ болѣзни руки плохо пишутъ, и голова не терпитъ обремененiя. Вотъ и скажемъ со Св. Давидомъ: суди и разсуди про мою. Прошу прощенiя, что много нелѣпицы наговорилъ Впрочемъ будемъ надѣяться и ожидать Божiей помощи немогли устроитъ Господь недостаточества нами къ душеполезному концу; зане не презираетъ скорби скорбящихъ, и по силѣ понуждающихся удерживаться на пути спасенiя, а егда нужно и утѣшаетъ, утоляя горчесь безотрадныхъ обстоятельствъ. Добро есть здорово разсудити и съ терпѣнiемъ ожидати воли Божiей во всемъ мнщемъся намъ благомъ и полезномъ.

Письмо отъ 18 Янв. Получено.

«   « мое искренне привѣтствiе о Господѣ, искреннее благожеланiе поздравленiя, доколѣ устроятся неопредѣленныя обстоятельства.

Милымъ малюткамъ Вашимъ глаголющимъ и неглаголющимъ, искренне желаю здравiя и мирнаго пребыванiя.

Миръ всѣмъ Вамъ, и благоденствiи и успокоенiе по возможному!

Многогр. I. Амвросiй.

 

27 Янв.

 

Возлюбленный о Господѣ «   «

«   « привѣтствiе мое о Господѣ; священный соборъ С. Д. Н. отца Сергiя и малѣйшую, юнѣйшую Варю также привѣтствую о Господѣ, и отъ всей души желаю имъ наслаждаться дѣтскимъ покоемъ, въ непонятномъ для нихъ мирѣ душевномъ, дондеже будутъ разумѣ, т. е. разумѣнiе, приложится и печаль. Впрочемъ отцу и матери желаю, взирая на Ангельское пребыванiе дѣтей получатъ утѣшенiе и отраду души въ случайщейся и встрѣчающейся печали.

Испрашивая на все семейство Ваше миръ и благословенiе Божiе остаюсь приснымъ благожелателемъ Вашимъ.

Недостойный Богомолецъ Вашъ многогр. I. Амвросiй.

 

3-го Февраля.

 

Многозаботливая «   «

Почтиннѣ трудны  настоящiя обстоятельства, особенно при противудѣйствiи усатыхъ и не усатыхъ. Что дѣлать! Нужда и тѣсныя обстоятельства изобрѣли тюрьку. Одни простыя или стяжавшiе истинную любовь могутъ вкушать отъ ней безъ огорченiя. Весьма кстати и во время «   « пожелалъ узнать свойства той любви безъ которой ни раздаянiе всего имѣнiя, на преданiе тѣла на сожженiе не дѣйствительны. Свойства же изъясняетъ самъ Апостолъ въ томъ же мѣстѣ говоря: любы не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не имѣетъ своихъ силъ, не раздражается, ( т. е. не помнитъ зла) не мыслитъ зла, не радуется о неправдѣ, радуется же о истинѣ: всѣ любитъ (т. е. все покрываетъ) всему вѣру емлетъ, всѣ уповаетъ (т. е. всегда надѣется всего лучшаго), всѣ терпитъ. Любы никомуже отпадаетъ (отъ Бога и отъ людей въ самыхъ трудныхъ обстоятельствахъ). Блаженъ кто стяжалъ такую любовь; а мы немощные хотя да стремимся къ стяжанiю свойствъ и качествъ ея, самоукоренiемъ, смиренiем и покаянiемъ. Необходимыя сiи добродѣтели притупляютъ горесть и горечь стѣснительныхъ обстоятельствъ, подая облегченiе и соразмѣрную отраду душѣ страждущей и по силѣ смиряющейся и кающейся въ самоукоренiе, которое состоитъ въ томъ, чтобы всегда причинною скорбей и огорченiй, и стѣснительныхъ обстоятельствъ наставлять грѣхи свои и гордость. Видимой гордости въ насъ какъ будто и незамѣтно, по обнаруженiе тонкого самолюбiя и честолюбiя не рѣдко проявляется въ негодованiе, раздражительности, въ ревности не по разуму, а иногда въ нѣкоемъ завидованiи удачамъ другихъ. Самолюбiе и чистолюбiе, хотя и тонкiе, много препятствуютъ къ стяжанiю той любви, о которой сказано выше. Не вотще изрекъ Св. Давид: виждь смиренiе мое и трудъ мой и остави вся грѣхи моя. Первая степень къ достиженiю истинной любви есть исканiе прощенiя грѣховъ правильными средствами. А Св. Лѣствичникъ еще смиреннѣе говоритъ: аще и на всю лѣствицу добродѣтелей взидеши, а оставленiи согрѣшенiи молися.

Вмѣстѣ съ симъ передай многоуважаемому «  « мое искреннѣе привѣтствiе о Господѣ, и искреннее благожеланiе мира, и то, что теперь не благовременно предлагать полезные проэкты, и ихъ остаивать, особенно въ рѣдкихъ выраженiяхъ; а иначе противники по времени употребятъ ихъ въ свою пользую. Испрашивая на все семейство Ваше миръ и благословенiе Божiе остаюсь, по келлiи ходящимъ, а въ церкви сегодня не былъ – многогр. Iером. Амвросiй.

 

24 Февр.

 

Возлюбленные о Господѣ «   « и «   «.

Еслм сподобилъ Васъ Господь прiобщиться Свытыхъ Таинъ Тѣла и Крови Господня, то поздравляю Васъ съ симъ духовнымъ утѣшенiемъ и оживленiемъ и укрѣпленiемъ. Сказано: Господь мертвитъ и живитъ, низводитъ и возводитъ, смиряетъ и возвышаетъ. Вся премудростiю сотворилъ и творитъ. Вечеръ плачь, и заутра радость. Посему да живемъ, и да укрѣпляемся,и да воодушевляемся благонадежiемъ, едино имѣ въ виду – направленiе къ исполненiю заповѣдей Господнихъ. Мiръ преходитъ и суетная дѣла его, а творяй волю Божiю пребываетъ во вѣкъ.

На первой недѣлѣ я былъ въ Церкви первую утреню, двѣ обѣдни, на всѣхъ вечерняхъ, а то дома слушалъ что читали мнѣ братъ Стефанъ и братъ Иванъ.

Слава Богу! сегодня сподобилъ меня недостойнаго прiобщиться Св. Таинъ въ Церкви.

Желаю Вамъ наступившiй постъ провести съ пользою духовною.

Миръ Вамъ и Вашимъ.

Многогр. I. Амвросiй.

 

10-е Марта.

Возлюбленный о Господѣ «   «  

Поздрвляю Васъ съ новымъ начальникомъ и съ полученiемъ аренды. Благоразумiе требуетъ подождать и посмотрѣть, какъ пойдутъ дѣла. Самый опытъ вѣрнѣе предположенiя. Неудобстав и препятствiе будутъ на всякомъ мѣстѣ, особенно для хотящихъ благочестно житии; такъ же и степень здоровья Вашего не можетъ улучшиться и въ иномъ мѣстѣ службы, по тѣмъ же причинамъ, отъ какихъ оно растроивается и здѣсь. Впрочемъ самое дѣло лучше покажетъ, что нужно будетъ предпринять.

 P.S. Особенно «   «: кто имѣетъ обыкновенiе хоть письменно объяснять свои душевныя обстоятельства, для того достаточно получать разрѣшенiе отъ духовника при исповѣди, когда готовится къ причащенi. Св. Таинъ.

 

3-го Апр.

Возлюбленные о Господѣ «   « и «   «.

Поздравляю Васъ съ свѣтлымъ Праздникомъ Воскресенiя Господа и Спаса нашего Iисуса Хариста и желаю Вамъ и всѣмъ семействомъ Вашимъ провести всерадостное Христiанское торжество сiе въ мирѣ и здравiи, и утѣшенiи духовномъ.

Даровавшiй всѣмъ радость вѣчную да утолитъ и скорбь Вашу временную касательно разнесшейся молвы о взяткахъ чиновниковъ. Вдругъ оскорбляться этого молвою не должно, а лучше постараться сдѣлать наблюденiе и отыскавши виновныхъ сдѣлать исправленiе. Молва эта не есть что либо необыкновенное: чего на свѣтѣ не бываетъ? Всякому клану людей своего рода бываютъ искушенiя. Касательно же себя нужно искать успокоенiя въ собственной совѣсти, въ терпѣнiи и молитвѣ, вѣруя несомнѣнно, что подобными искушенiями очищаются наши согрѣшенiя, происходящiя отъ несправедливаго мнѣнiя и подозрѣнiя въ отношенiе другихъ. Пр. Маркъ Подвижникъ пишетъ, что кромѣ сихъ средствъ, т. е. терпѣнiя и молитвы, не возможно избавиться отъ тяжести искушенiй.

Сейчасъ я получилъ извѣстiе от  Д. А.  болѣзни П. В. Хотя болѣзнь еще не опредѣлилась, а больная можетъ уже въ постели! Да подкрѣпитъ Господь прежде всего внутреннее расположенiе духа, а потомъ силенъ Онъ подкрѣпить и ослабленiе тѣла отъ болѣзни. Да будетъ по волѣ Его святой! Воля же Божiя благая и устрояетъ все къ полезному для насъ. Невозможно прожить безъ скорбей и болѣзней. Безъ нихъ, по слову Апостола, нельзя научиться терпѣнiю.

Миръ Вамъ и всему семейству Вашему.

Многогр. I. Амвросiй.

Новый послушникъ бр. ,… свидѣтельствуетъ Вамъ усерднѣйшее почтенiе и поздравляетъ съ праздникомъ. Одѣтъ на вѣчерiе недѣли Воiй въ монастырское платье.

Суббота Св. Пасха 14 Апр.

 

Христосъ воскресе, смертiю смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ даровавъ!

Господь мертвитъ и живитъ, да недѣмся убо на Всесильную и животворящую Десницу Божiю, въ постигшей насъ болѣзни, и въ другихъ немощахъ нашихъ и скорбяхъ. Обстоятельства Ваши такъ непоредѣленны, что не знаешъ что и сказать. Въ Понедѣльникъ Пасхи былъ у насъ въ Скиту О. Иг. Антонiй, былъ и въ моей келлiи. Не знаю почему онъ пожелалъ знать о службѣ П. И. и послѣ сказал: «мое мнѣнiе такое: Рѣшился бы П. И. терпѣть въ продолженiе года чтобы ни случилось; а послѣ и видно было бы, служить или оставить настоящую службу». Но достанетъ ли терпѣнiя у П. Ив. во всѣхъ противоборствахъ отъ… и намъ желалось бы, чтобы П. Ив. служилъ въ С., но да будетъ якоже судетъ возможно, и какъ Господь устроитъ Всеблагимъ Своимъ Промысломъ Касательно лѣтняга житiя у насъ въ Об… семейства Вашего – намъ бы весьма это было прiятно если бы такъ устроилось.

Когда услышимъ что либо опредѣленное о главной судьбѣ Вашей, тогда, Богу поспѣшествующу, поговоримъ и о другихъ вопросахъ.

Многоуважаемому «   « свидѣтельствую мое искреннее почтенiе и благожеланiе, испрашивая миръ и благословенiе Божiе на все семейство Ваше.

Тебѣ же усердно желаю оздравленiя по волѣ Божiей.

Паки миръ Вамъ и благодушiе и претерпѣванiе безъ перемоганiя.

Многогр. I. Амвросiй.

 

28-го Апр.

Христосъ воскресе!

Возлюбленные о Господѣ «   « и «   «.

Не желая оставить Васъ безъ извѣстiй о себѣ, пишу Вамъ нынче кратко, потому что очень занятъ просмотромъ Русской Лѣствицы, которымъ надо поспѣшить, и отъ котораго меня все отвлекаютъ посѣтители. Съ помощiю Божiею просмотрѣно до 30-й степени.

Здоровье мое въ среднемъ положенiи; въ монастырѣ и въ скиту у насъ все благополучно. Во вторникъ, 24 числа, похоронили О. Меѳодiя, рядомъ съ О. Палладiемъ близъ  сѣвернаго придѣла казанской церкви.

Отпѣвалъ самъ О. Архимандритъ съ 14-ю Iеромонахами Скитская братiя въ этотъ день была въ монастырѣ за общею трапезою. Усердствующихъ  съѣзалось довольно. Хотя О. Меѳодiя хоронили на 4-й день, и погода тогда стояла хорошая, теплая, но запаха не было ни малѣйшаго. Брошюрки о покаянiи мы никакоф не получали, да и выше насъ разбирать подобныя вещи. Мы имѣли указанiе отъ покойнаго Отца нашего на свлова Петра Дамаскина, что спасение человѣка совершается между страхомъ и надеждою – чтобы не отчаяваться, и безпечно не надѣяться (3 ч. Добротол. О семи дѣланiяхъ). Обѣ эти крайности душевредны и опасны. Господь черезъ притчу о Мытарѣ и Форисѣе ясно показалъ, какъ и повинные и слабые грѣшники могутъ получать, чрезъ смиренное покаянiе, не только спасенiе, но и оправданiе, и какъ человѣкъ, по видимому безгрѣшный, и съ различными вдиимыми добродѣтелями можетъ быть отверженъ Богомъ за горделивый образъ мыслей. Если Ап. Iаковъ говоритъ о дѣлахъ, что вѣра безъ дѣлъ мертва есть, но говоритъ о семъ не просто, а указываетъ на жесткосердiе и немилосердiе того, кто имѣетъ возможность благотворить ближнему и не благотворить ему въ нуждѣ, - говоря такъ: аще братъ или сестра наги будутъ и лишены дневныя пищи, но речетъ имъ могущiй благотворитъ: идите съ мѣромъ, такая польза? А Св. Апостолъ Павелъ еще яснѣе говоритъ, что не должно много надѣяться на видимое благотворенiе, а болѣе заботиться о стяжанiи милосердiя въ сердцѣ и любви къ ближнему, говоря такъ: аще раздамъ вся имѣнiя и предамъ тѣло мое во еже сожещее, любве же не имамъ, ни кая ми есть мольза. И Варсонофiй Вел. говоритъ, что если кто либо, имѣя только на собственную потребу, скажетъ просящему: не имѣю, нѣсть солгалъ; потому что не имѣетъ дѣйствительно къ раздаянiю. Также и во Ветх. Писанiи сказано благотоври требующему елико рука твоя можетъ.

Вообще подъ христiанскими дѣлами разумѣется исполненiе животворныхъ заповѣдей Божiихъ, которыми исправляется сердце человѣка, а не просто нагiя видимыя дѣла. При оскудѣнiи же дѣланiя заповѣдей прiемлется смиренiе растворенное покаянiемъ, и на оборотъ какъ показано у Исаака Сирина (сл. 34-е стран. 168).

Испрашивая на все семейство Ваше миръ и благословенiе Божiе остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.

Многогр. I. Амвросiй.

 

15 Мая.

Христосъ воскресе!

«   «

Письмо твое отъ 10 Мая получено. Очень жаль, что поѣздка сюда не устроивается, но да будетъ во всемъ воля Божiя!

Господь лучше насъ знаетъ полезное намъ, и силенъ утѣшить тебя инымъ, яко же Самъ вѣсть.

О. Леонидъ получаетъ газеты «День» и сегодня посылаетъ отвѣтъ свой на статью помѣщенную въ 30-мъ нумерѣ. Онъ доказываетъ, что если и избирались въ древности священники во Епископы, то преежде посвященiя постригались непремѣнно въ монахи. Архiеп. Новг. Василiй, о которомъ упоминается во  «Днѣ», священникомъ назывался Григорiй (Калѣка), а нареченъ Василiемъ при постриженiи передъ посвященiемъ въ Епископы. А Суздальскiй Епископъ Iоаннъ отказавшись отъ кафедры не просто постригся въ монахи, а принялъ схиму, какъ ясно сказано во Боголюбовой лѣтописи.

Ежели хочешь успокоиться умудряйся предаваться въ волю Божiю – благую и совершенную; мнѣ не совсѣмъ здоровится особенно слава голова.

Миръ всѣмъ Вамъ.

Многогр. I. Амвросiй.

 

21 Iюля 1862 г.

 

Возлюбленные о Господѣ

«   « и «   «.

Письмо Ваше отъ 16 Iюля получилъ, прiятно было прочитать строки Ваши о намѣренiи Вашемъ побывать въ странѣ Оптинской. Хоть я, по скудоумiю и немощи тѣлесной и душевной не способенъ ни къ какому обсужденiю предметовъ, которые выше мене, но отрадно было бы для грѣшной души моей согрѣшиться общею нашею вѣрою.

Я часто повторяю слово опытныхъ, что надобно пользоваться настоящимъ, и кто настоящимъ пользуется хорошо, того и послѣдствiя бываютъ отрадны, если неоскудѣетъ вѣра. Сотворимъ, елико можемъ помощiю Божiею, дондеже время имамы; а будущее предоставимъ Всеблагому Промыслу Всесильнаго Бога, Его же судьбы намъ недовѣдомы. Мертвитъ бо и живитъ, убожитъ и богатитъ; Вся ему возможна, точiю да будемъ покорны всесвятой и всеблагой Его волѣ. Вкратцѣ скажу: если не будетъ особенныхъ препятствiй удостойте насъ своимъ посѣщенiемъ, насколько кому будетъ возможно. Да будетъ якоже Господь устроитъ о насъ полезное по святой и всеблагой Своей волѣ; хощетъ бо всѣмъ спастися и въ разумѣ истины прiити.

Испрашивая на Васъ и все семейство Ваше миръ и благословенiе Божiе остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ недостойный Вашъ Богомолецъ многогр. I. Амвросiй.