philolog.ru
<<<обратно

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Л. Н. Колесова. Курс "История детской литературы XX в. (1917-1941 гг.)"

1. Цели и задачи спецкурса "История детской литературы XX века /1917-1941/"

Среди дисциплин историко-литературных и педагогических "Истории детской литературы XX в. /1917-1941/" принадлежит особое место: она приобщает студентов 1 курса к постижению возрастных особенностей, психологии подросткового возраста, раскрывает сложный внутренний мир подростка, учит бережному отношению к ребенку. Детская литература воспитывает у студентов на самых ранних этапах обучения понимание сложности и важности педагогической профессии. Позднее,на практике в школе они обращаются к детской литературе и на уроках, и во внеклассной работе для установления более тесных контактов с учениками. - Изучение "Истории детской литературы XX в. /1917-1941/" должно дать студентам целостное представление об особенностях ее становления и развития в один из самых интересных и динамичных периодов в истории нашей страны, о вечном и конкретно-историческом, о достижениях и просчетах, научить будущего учителя умению анализировать произведения детской литературы, находящихся за пределами школьной программы, самостоятельно, свободно ориентироваться в современном литературном процессе. Одна из важнейших задач дать правильное понимание историко-литературного процесса, раскрыть сложную идейную борьбу, происходившую в литературе 20-30-х годов, с учетом наших сегодняшних знаний о том времени. Изучение детской литературы в университете опирается на те весьма скромные знания, которые были получены еще в школе. Фундаментом изучения всякой истории литературы, в том числе и детской, являются дисциплины, освоенные студентами в 1 семестре 1 курса,- "Устное народно творчество", "Отечественная история" и "Введение в литературоведение.I. Цели и задачи спецкурса "История детской литературы XX в. /20-30-е гг./", его места Б учебном процессе. Этот спецкурс является первым профессионально ориентирующем на учительскую профессию предметом, а также рассматривает одну из обширных областей литературы общей - детскую, показывает, как воспринимают книгу дети.

2. Содержание курса "История детской литературы XX в. /20-30-е гг./"

2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий_. Тема I. Введение в курс. Понятие "детская литература", значение изучения курса для филолога, учителя. Специфика детской литературы: возрастные особенности, особенности отражения действительности /двухадресность, категория памяти детства, время и пространство и т.п./, роль положительного героя, сюжетность и психологизм. 4 часа.

Тема 2. Литературная сказка и полемика вокруг нее в 20-е гг. Связь сказки с фольклором. М.Горький, С.Маршак, К.Чуковский и др. о роли сказки в воспитании человека, жанровое многообразие лит. сказки: роман-сказка /"Три толстяка" ю.Олеши, "Золотой ключик" А. Толстого и др./, повесть-сказка /"Волшебник Изумрудного города" А.Волкова и др./, герои-комический эпос /сказки К.Чуковского/. Сказочное и реалистическое начала , отражение в сказке действительности 20-30-х гг. на примере "Золотого ключика" А.Толстого и "Золушки" Е.Шварца. Особенность литературно-сказочного героя /Буратино, Тибул, Суок, Элли и ее друзья/. Сходство и отличие лит. сказки 20-30-х гг. с Западно-европейской сказкой.- 4 часа.

Тема 3. Разработка новой тематики, и проблематики детской литературы, экспериментальная работа в детских журналах и в специализированных детских издательствах. Организаторская деятельность М.Горького и С.Маршака, попытка в отличие от начала века создания по-настоящему художественной литературы для детей. От Л.Чарской и К.Лукашевич к Б.Житкову, А.Гайдару, Л.Кассилю. Творчество А.П.Гайдара /1904-1941/. Война и детство: становление личности подростка, "будничные одежды подвига", полемика с писателями ложно-романтического направления /П.Бляхин/, Л.Остроумов, С.Ауслендер и др./. Игра как средство психологической характеристики /"Р.В.С.", "Школа"/. Тема дружбы, игра в произведениях А.Гайдара. Попытка разговора о событиях второй половины 30-х гг. в "Голубой чашке" и "Судьбе барабанщика". Тема доверия как сквозная тема всего творчества. Новаторская суть повести "Тимур и его команда" и ее влияние на всю последующую литературу. - 4 часа.

Тема 4. Творчество Б.С.Житкова /1882-1938/. Переосмысление старых и введение в литературу новых тем, отражающих сложность жизни, не разделяемую на взрослую и детскую /"Морские истории"/. Особенности поэтики рассказов Житкова /художественная деталь, сюжетосложение, выбор героя и т.п./. Психологизм в Малышевых рассказах Житкова. Энциклопедия для маленьких "Что я видел", дневниковая форма повествования. Педагогические и литературно-критические кие взгляды Житкова. - 3 часа.

Тема 5. Творчество Л.Пантелеева /А.И.Еремеева, 1908-1987/. Тема беспризорничества - одна из центральных тем творчества писателя в 20-30-е гг. Полемическая заостренность произведений Л.Пантелеева "Карлушкин фокус", "Часы" против попыток поверхностного раскрытия этой сложной темы. Психологизм как непременное условие раскрытия процесса перевоспитания беспризорников, широкий арсенал приемов психологизма используемых писателем. Поэтика цикла рассказов "Последние халдеи".- 3 часа.

Тема 6. Творчество Л.А.Кассиля /1905-1970/. "Кондуит и Швамбрания": весело о серьезном. Тема революции и гражданской войны, дореволюционной гимназии и советской единой трудовой школы - основные в повести. Роль выдуманной страны-мечты в повести и в творчестве Л.Кассиля. Подросток и искусство, образ девочки в повести "Великое противостояние", особенности ее поэтики. Тема героическог и творческого начал в произведениях Л.Кассиля. - 3 часа.

Тема 7. "Белеет парус одинокий" - классическая детская повеет Полемика вокруг повести /Е.Брайнина, И.Лупанова/. Изображение революции 1905 г., детской любви и дружбы, семейного воспитания, роли интеллигенции в революционных событиях. В.Шкловский о повести. - 2 часа. Тема 8. Особенности поэзии 20-30-х гг. Сопоставление ее с началом века /Саша Черный, М.Пожарова и Др./. С.Я.Маршак /1987--1964/ - автор первых лирических циклов для малышей /"Детки в клетке"/. Стихотворная "производственная" книжка /"Пожар", "Почта" и др./. Игровые стихи, особенности маршаковского перевертыша /"Багаж","Рассеянный" и др./. Сатирические произведения /"Мистер Твистер"/. Стихотворные сказки, особенности их поэтики /"Сказка о глупом мышонке", "Тихая сказка"/. - 3 часа.

Тема 9. Творчество К.И.Чуковского /1882-1969/. Особенности сказочного мира К.Чуковского. Перевертыш, звукопись, вихревая композиция, игра ритмами, рифмами, данными и короткими строчками. Употребление достаточно редких размеров. Взрослое содержание сказок К.Чуковского.- 2 часа.

Тема 10. Творчество В.В.Маяковского. Политическая поэзия для маленьких. Особенности сказки "О Пете... и Симе..." Особенности игровых стихов. - 1 час.

Тема II. Группа обэриу - Д.Хармс, А.Введенский, Ю.Владимиров, Н.Заболоцкий - и ее роль в создании "веселой детской, книжки". Ориентация на Б.Хлебникова в поэтике. Современность в тематике. Перевертыши и повторы, игра словом, ритмом, рифмой, использование различного рода сдвигов, анекдота, гиперболы, звукописи.- 2 часа.

Тема 12. Юмористическая и сатирическая поэзия 30-х гг./А.Барто, С.Михалков и ДР./. - 1 час.

2.2. Учебно-методические материалы по спецкурсу "История Детской литературы XX в. /20-30-е гг./".

2.3. Художественные произведения

1. Волков А. Волшебник Изумрудного города.
2. Каверин В. Сказка о Мите и Маше, о веселом трубочисте и мастере золотые руки.
3. Олеша Ю. Три толстяка.
4. Толстой А. Золотой ключик.
5. Шварц Е. Золушка.
6. Гайдар А. Р.В.С., Школа. Голубая чашка. Судьба барабанщика. Военная тайна. Дальние страны. Тимур и его команда.
7. Витков Б. Морские истории. Рассказы о животных. Что я видел.
8. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Великое противостояние.
9. Пантелеев Л. Карлушкин фокус. Часы.
10. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД.
11. Катаев В. Белеет парус одинокий.
12. Будогоская Л. Повесть о рыжей девочке.
13. Погодин Р. Кирпичные острова.
14. Железников 3. Чучело.
15. Достян Р. Тревога.
16. Маяковский В. Стихи - детям // Собр. соч. в 13 Т. Т.10.
17. Маршак С. Мистер Твистер. Пожар. Сказки. Почта. Детки в клетке Дом, который построил Джек. Рассеянный. Багаж. Рассказ о неизвестном герое.
18. Михалков С. Дядя Степа. Фома. Про мимозу.
19. Хармс Д., Введенский А.Владимиров, Ю.Заболоцкий - любой сборник стихов совместный или отдельный. 20. Чуковский К. Сказки, стихи, загадки. От двух до пяти.

2.6. Критика учебники:

1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература:
Учебник для студентов высш. и средн. пед. учебн. заведений.
М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000. 472 с.
2. Лупанова И.П. Современная литературная сказка и ее критики// Проблемы детской литературы. П., 1981. С. 76-90.
3. Лупанова И.П. Полвека. М., 1969.
5. Лойтер С.М. Открытие неведомых стран: О творчестве Л.Кассиля. П., 1965. С. 65-82.
6. Лойтер С.М. Русская детская литература XX века и детский фольклор: проблемы взаимодействия. П., 2002.
7. Лойтер С.М. Юмор "Кондуита и Швамбрании" Л.Кассиля и детский фольклор// Проблемы детской литературы. П., 1976. С. 121-132.
8. Калашникова Р.Б. Школа и "Антишкола" Даниила Хармса// Проблемы детской литературы. П., 1987. С. 38-49.
9. Славова М.Т. Игра и игровое начало в беллетристике для детей// Проблемы детской литературы. П., 1987. С. 50-57.
10. Неелов Е.М. Переступая возрастные границы// Проблемы детской литературы. П., 1976. С.53-70.
11. Неелов Е.М. Сложность простоты: "Сказка о глупом мышонке" С.Я.Маршака// Проблемы детской литературы. П., 1981. С. 62-75.
12. Кузьмина М.Ю. Страшное в сказках К.Чуковского// Проблемы детской литературы. П., 1995. С. 57-69.
13. Колесова Л.Н. Читая и перечитывая// Проблемы детской литературы. П., 1992. С. 133-140.
14. Колесова Л.Н. Свое в чужом: О сказке Е.Шварца "Золушка"// Проблемы детской литературы. П., 1995. С. 76-82.
15. Колесова Л.Н. О некоторых особенностях композиции "Кондуита и Швамбрании" Л.Кассиля// Проблемы детской литературы. П., 2001. С. 159-169.