XIX. О ДЕКОРАЦИЯХ
Скудость
и ложность наших декораций и роскошь костюмов ярче всего показывают,
как далеки мы еще от хорошего вкуса и
правдивости.
Вы
требуете от поэта, чтобы он подчинялся единству места, а сцену
предоставляете невежеству неумелого
декоратора.
281
Хотите,
чтобы поэты приблизились к правдивости и в построении пьесы, и в
диалоге, а актеры —
к естественной игре и подлинной декламации? Возвысьте голос,
потребуйте лишь одного: чтобы вам показали место действия таким,
каким оно должно быть.
Если
естественность и правдивость проявятся на подмостках хотя бы в
мелочи, вы тотчас почувствуете, как смешно и отвратительно все, что
противоречит им.
Наименее
приемлемой драматической системой будет такая система, которую можно
обвинить в том, что она наполовину правдива, наполовину лжива. Это
неловкая ложь, в которой отдельные обстоятельства открывают мне
невероятность остального. Я скорей допущу смешение
нелепостей, —
тут по крайней мере нет фальши. Грех Шекспира еще не самый большой
грех для поэта, —
он свидетельствует только о недостатке
вкуса38.
Пусть
автор, когда вы признали его драму достойной представления, пошлет
за декоратором и прочтет ему свою драму. Пусть последний, хорошо
ознакомившись с местом действия, сделает его таким, как оно есть, и
особенно задумается над тем, что театральная живопись должна быть
точнее и правдивее любого другого жанра
живописи.
Театральной
живописи запрещено многое, что дозволено живописи обычной. Пусть
художнику нужно изобразить хижину —
он прислонит ее к разрушенной колонне и из перевернутой коринфской
капители сделает скамью подле двери. Действительно, нет ничего
невозможного в том, чтобы хижина была там, где раньше был дворец.
Эта деталь вызывает во мне дополнительную мысль, которая трогает
меня, подчеркивая бренность всего земного. Но в театральной живописи
не об этом идет речь: никаких отвлечений, никаких выдумок, которые
могли бы породить в моей душе хоть тень впечатления, отличного от
того, что хочет вызвать во мне поэт.
Два
поэта никогда не могут одновременно показать себя во всем блеске.
Талант подчиненный частично приносится в жертву таланту
господствующему. Будь он один, он показал бы общую идею. Руководимый
другим, он дает лишь частный случай. Поглядите, как отличаются по
теплоте и силе впечатления марины, написанные Верне самостоятельно,
от тех, что он скопировал39. Театральный художник
ограничен обстоятельствами, создающими иллюзию. Положения, ей
противоречащие, ему запрещены
282
Даже
те, что прикрашивают, не искажая, он должен применять с
осторожностью. Они всегда грозят отвлечь
внимание.
По
этим—то причинам самая хорошая театральная декорация всегда будет
лишь картиной второго сорта.
В
музыкальной драме пьеса создается для музыканта, как декорация
создается для поэта: вот почему пьеса будет не так совершенна, как в
том случае, если бы поэт был свободен.
Вам нужно изобразить гостиную? Пусть
принадлежит она человеку со вкусом. Никаких статуэток, немного
позолоты, простая мебель, если только сюжет не требует именно
обратного.
далее>>>
|