Оценочное средство 1

1.     Конспект по разделу 1 («Структурные свойства языка. Коммуникативные качества речи. Нормативный и этический аспект культуры речи»).

Для конспектирования предлагается раздел учебного пособия: Введенская, Л. А. Из истории русского языка // Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов : для студентов нефилологических факультетов вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – С. 3 - 45.

Содержание конспекта должно включать в себя темы:

  1. происхождение русского языка;
  2. русский национальный язык XVIII—XIX веков;
  3. русский язык советского периода;
  4. русский язык конца XX века;
  5. русский язык в современном мире.

Требования к оформлению конспекта:

допускаются записанный от руки или набранный на компьютере варианты;

конспект сопровождается полным наименованием статьи, оформленным по библиографическим требованиям;

конспект включает в себя пересказ отдельных положений своими словами и прямое цитирование;

допускается сокращение отдельных терминов и сочетаний с предварительным пояснением (например, РЯ – русский язык).

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

  «зачтено»  - раскрыто содержание  всех вопросов; каждый вопрос подробно проработан;  сочетаются разные способы передачи основных положений исходного текста (пересказ и прямое цитирование), изложение последовательное, логичное.

«не зачтено» -  содержание конспекта представляет собой перечень кратких цитат, отражающих те или иные вопросы; подробно освещено менее половины вопросов;  представлен только пересказ отдельных положений; отсутствует логика, последовательность изложения; неаккуратное оформление; наличие большого количества орфографических,  пунктуационных, стилистических ошибок.

 

2.     Конспекты по разделу 2 («Функциональные стили современного русского литературного языка»)

Конспекты:

1.)   Введенская, Л. А. Из истории русского языка // Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов : для студентов нефилологических факультетов вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – С. 315 -385.

Содержание конспекта должно включать в себя темы:

1. Из истории русского делового письма.

2. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

3. Требования к оформлению реквизитов документов.

4. Типы документов.

5. Унификация языка деловых бумаг.

6. Новые тенденции в практике русского делового письма.

7. Особенности русской и зарубежной школ делового письма.

 

2) Максимов, В. И. Научный стиль. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи // Максимов, В. И. Русский язык и культура речи:  учебник для бакалавров / В. И. Максимов, А. В. Голубева. - Москва : Изд-во Юрайт, 2012. С. 246-265.

Содержание конспекта должно включать в себя ответы на вопросы:

1. Что такое научный стиль речи?

2. Каким экстралингвистическим (внеязыковым) требованиям он отвечает?

3. Как научный стиль реализуется на различных уровнях языковой системы?

4. Чем термин отличается от понятия?

5. Какие виды терминов существуют?

6. Как оформляется содержание научного и учебно-научного текста?

7. Жанровая классификация научных текстов.

8. Способы изложения научной информации.

Требования к оформлению конспекта:

допускаются записанный от руки или набранный на компьютере варианты;

конспект сопровождается полным наименованием статьи, оформленным по библиографическим требованиям;

конспект включает в себя пересказ отдельных положений своими словами и прямое цитирование;

допускается сокращение отдельных терминов и сочетаний с предварительным пояснением (например, РЯ – русский язык).

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

  «зачтено»  - раскрыто содержание  всех вопросов; каждый вопрос подробно проработан;  сочетаются разные способы передачи основных положений исходного текста (пересказ и прямое цитирование), изложение последовательное, логичное.

«не зачтено» -  содержание конспекта представляет собой перечень кратких цитат, отражающих те или иные вопросы; подробно освещено менее половины вопросов;  представлен только пересказ отдельных положений; отсутствует логика, последовательность изложения; неаккуратное оформление; наличие большого количества орфографических,  пунктуационных, стилистических ошибок.

 

3.     Конспект по разделу 3 («Особенности устной речи»)

Хазагеров, Г. Г. Риторика / Г. Г. Хазагеров, И. Б. Лобанов. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 381 с. ; 20 см. - (Высшее образование). 381 с.. (Главы «Инвенция»: 110-135; «Элокуция»: 214-291).

Содержание конспекта должно включать в себя ответы на вопросы:

1. Что такое научный стиль речи?

2. Каким экстралингвистическим (внеязыковым) требованиям он отвечает?

3. Как научный стиль реализуется на различных уровнях языковой системы?

4. Чем термин отличается от понятия?

5. Какие виды терминов существуют?

6. Как оформляется содержание научного и учебно-научного текста?

7. Жанровая классификация научных текстов.

8. Способы изложения научной информации.

Требования к оформлению конспекта:

допускаются записанный от руки или набранный на компьютере варианты;

конспект сопровождается полным наименованием статьи, оформленным по библиографическим требованиям;

конспект включает в себя пересказ отдельных положений своими словами и прямое цитирование;

допускается сокращение отдельных терминов и сочетаний с предварительным пояснением (например, РЯ – русский язык).

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

  «зачтено»  - раскрыто содержание  всех вопросов; каждый вопрос подробно проработан;  сочетаются разные способы передачи основных положений исходного текста (пересказ и прямое цитирование), изложение последовательное, логичное.

«не зачтено» -  содержание конспекта представляет собой перечень кратких цитат, отражающих те или иные вопросы; подробно освещено менее половины вопросов;  представлен только пересказ отдельных положений; отсутствует логика, последовательность изложения; неаккуратное оформление; наличие большого количества орфографических,  пунктуационных, стилистических ошибок.

 

Оценочное средство 2

1.     Коллоквиум по разделу 1.1 («Структурные свойства языка. Коммуникативные качества речи»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

  1. Происхождение русского.
  2. Роль М.В.Ломоносова в истории русского языка.
  3. Почему А. С. Пушкина считают создателем современного русского литературного языка?
  4. Основные особенности русского языка советского периода?
  5. Явления характерны для русского языка конца XXнач. ХХI вв.
  6. Что такое язык и речь?
  7. Что является основным продуктом речевой деятельности?
  8. Чем литературный язык отличается от естественного.
  9. Коммуникативные качества речи (правильность, логичность, чистота, богатство, выразительность).

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; отсутствие подобранных примеров.

 

2.     Коллоквиум по разделу 1.2 («Орфоэпические и акцентологические нормы»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

1.     Что такое язык и речь?

2.     Что является основным продуктом речевой деятельности?

3.     Чем литературный язык отличается от естественного.

4.     Что такое литературная норма и какова ее роль в естественном языке?

5.     Назовите типы языковых норм.

6.     Каковы пути усвоения литературной нормы?

7.     Проблемы соблюдения орфоэпических и акцентологических норм.

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; отсутствие подобранных примеров.

 

3.     Коллоквиум по разделу 1.3 («Морфологические нормы»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

1.  Род, число и падеж существительных.

2.  Степени сравнения имен прилагательных.

3.  Числительное: разряды по значению и структуре, склонение.

4.  Местоимение: разряды по значению, склонение.

5.  Глагол: спряжение. Образование глагольных форм.

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; отсутствие подобранных примеров.

 

4.     Коллоквиум по разделу 1.4 («Лексические нормы»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

1       Ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

2       Многозначные слова в русском языке.

3       Омонимы и их функционирование в речи. Явления, смежные с омонимией (омофоны, омоформы, омографы).

4       Паронимы и их использование в речи.

5       Синонимы и их употребление в речи.

6       Антонимы и их функционирование в речи.

7       Фразеологизмы русского языка и их употребление в речи.

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; отсутствие подобранных примеров.

 

5.     Коллоквиум по разделу 1.5 («Синтаксические нормы»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

1.      Синтаксические нормы сочетаемости слов.

2.      Порядок слов в предложении.

3.      Координация сказуемого с подлежащим.

4.      Ошибки в употреблении однородных членов предложения.

5.     Построение предложения с деепричастным оборотом.

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; отсутствие подобранных примеров.

 

6.     Коллоквиум по разделу 2.1 («Понятие языкового стиля. Система языковых стилей русского литературного языка»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

  1. Какая форма существования языка является первичной?
  2. Особенности книжной языковой сферы.
  3. Общая характеристика экспрессивных стилей (торжественный (эпидейктический), официальный, сниженный, иронический, насмешливый (сатирический)).
  4. Понятие функционального стиля.
  5. Система функциональных стилей русского литературного языка.
  6. Общая характеристика функциональных стилей русского языка: коммуникативный аспект.

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; отсутствие подобранных примеров.

 

7.     Коллоквиум по разделу 2.2 («Стилистические нормы»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

1.      Понятие стилистической ошибки.

2.      Речевая избыточность.

3.      Речевая недостаточность.

4.      Плеоназм.

5.      Тавтология.

6.      Речевые штампы.

7.      Употребление слов-паразитов.

8.      Немотивированное использование нелитературной лексики (просторечия, диалектизмов, профессионализмов),

9.      Канцелярит.

10.   Неудачное использование экспрессивных средств.

  1. Смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм). Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения.

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; отсутствие подобранных примеров.

 

  1. Коллоквиум по разделу 2.3 («Научный стиль»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

1.      Характеристика научного стиля:

а) основная функция,

б) сфера употребления,

в) основные черты,

г) языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические).

2.      Подстили и жанры научного стиля.

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; отсутствие подобранных примеров.

 

  1. Коллоквиум по разделу 2.4 («Официально-деловой стиль»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

3.      Характеристика официально-делового стиля:

а) основная функция,

б) сфера употребления,

в) основные черты,

г) языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические).

4.      Жанры официально-делового стиля, сферы использования.

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; отсутствие подобранных примеров.

 

  1. Коллоквиум по разделу 2.5 («Публицистический стиль»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

1.      Характеристика публицистического стиля:

а) основная функция,

б) сфера употребления,

в) основные черты,

г) языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические).

2. Жанры публицистического стиля, сферы использования.

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; отсутствие подобранных примеров.

 

  1. Коллоквиум по разделу 2.6 («Разговорный стиль. Язык художественной литературы»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

1.      Характеристика публицистического стиля:

а) основная функция,

б) сфера употребления,

в) основные черты,

г) языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические).

2. Жанры публицистического стиля, сферы использования.

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; отсутствие подобранных примеров.

 

  1. Коллоквиум по разделу 3.1 («Речевой этикет»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

1.      Понятие речевого этикета, его функции.

2.        Стилистическая природа и историческая изменчивость формул речевого этикета.

3.        Формулы речевого этикета в педагогическом общении.

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; отсутствие подобранных примеров.

 

  1. Коллоквиум по разделу 3.2 («Устная публичная речь»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

1.     Назовите законы логики. Встречались ли вы в жизни со случаями намеренного или ненамеренного нарушения логики?

2.     Понятия тезис, довод, логос, пафос, этос. Доказательства в речи (инвенция).

3.     Композиция устной публичной речи (дспозиция).

4.     Использование изобразительно-выразительных средств в устной публичной речи (элокуция).

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; отсутствие подобранных примеров.

 

  1. Коллоквиум по разделу 3.3 («Коммуникативные техники ведения диалога. Ведение полемики»)

Вопросы для обсуждения (предлагаются заранее):

1.     Какие коммуникативные техники ведения диалога вы можете назвать?

2.     Использование в разговоре вопросов какого типа более продуктивно? Каких вопросов и формулировок следует избегать?

3.     Какие ошибки можно допустить при ведении диалога?

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение работать в коллективе, вести научную дискуссию, излагать свою точку зрения, а также формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные  ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами.

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; безграмотная речь, отсутствие подобранных примеров.

 

Оценочное средство 3

1 Творческое задание по разделу 3.2 («Устная публичная речь»)

Составьте и произнесите речь, рассчитанную на 3 мин. на свободную тему. В качестве темы также можно выбрать одно из известных высказываний.

  1. О, Господи, какая честь, какая незаслуженная милость: я знаю русский алфавит.
  2. Плохие стихи все-таки лучше хорошей газетной заметки.
  3. Гений враждебен не толпе, а посредственности.
  4. Рожденный ползать летать не хочет.
  5. Наш век - это век выскочек.
  6. Свобода - это ответственность, вот почему все ее так боятся.
  7. Само счастье состоит в процессе его достижения.
  8. Жизнь — это то, что происходит с тобой, пока ты строишь планы.
  9. Честность не принесет вам много друзей, но те, что появятся, будут настоящими.
  10. Когда над тобой два метра земли, тебя любят все.
  11. Патриотизм - это первейший признак цивилизованного человека, качество, которое отличает человека от раба.
  12. Человек часто сам себе злейший враг.

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение составлять речь, отвечающую требованиям правильности, ясности, чистоты, богатству, выразительности; вести дискуссию на широкие темы, произносить речь, избегая орфоэпических ошибок;

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; безграмотная речь; отсутствие подобранных примеров.

 

Оценочное средство 4

Круглый стол по разделу 3.3 («Коммуникативные техники ведения диалога. Ведение полемики»)

Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола

1.     Честность - благо или зло?

2.     За все в жизни нужно платить?

3.     Боитесь ли вы старости?

4.     Удивляет ли вас что то или уже нет?

5.     Репутация - это маска, которую человеку приходится носить как брюки или пиджак.

6.     Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей.

7.     Без любви любая истины превращается в ложь.

8.     Если человек хочет добиться правды он уже очень силен.

Порядок оценивания: «зачтено/не зачтено»

«зачтено» - продемонстрировано умение формулировать вопросы к оппоненту; логичные, аргументированные ответы обнаруживают полное понимание проблем;  ответы сопровождаются самостоятельно подобранными примерами, допускается минимальное количество орфоэпических ошибок;

«не зачтено» - отсутствие ответов на заданные вопросы; неполные и нелогично изложенные ответы; отсутствие аргументации; безграмотная речь; отсутствие подобранных примеров.

 

5.2. Промежуточная аттестация проводится в виде зачета.          

Порядок получения допуска к промежуточной аттестации:

1)    Регулярное посещение занятий (допускается два пропуска, с условием обязательной последующей отработки пропущенных занятий до зачета).

2)    Участие в работе на занятиях.

Выполнение заданий текущего контроля: конспект – «зачтено»; коллоквиум -  «зачтено».

Подробно средства оценивания для проведения промежуточной аттестации обучающихся приведены в Фонде оценочных средств по данной дисциплине.

 

Вопросы для зачета

1.      Культура речи как научная дисциплина.

2.      Современный русский литературный язык и его признаки. Нелитературные разновидности языка.

3.      Характеристика основных коммуникативных качеств речи.

4.      Понятие о норме современного русского литературного языка.

5.      Орфоэпические нормы.

6.      Акцентологические нормы.

7.   Морфологические нормы

8.      Синтаксические нормы.

9.      Стилистические нормы

10.    Лексические нормы.

11.    Научный стиль речи.

12.    Официально-деловой стиль речи.

13.    Публицистический стиль речи.

14.    Язык художественной литературы.

15.    Разговорный стиль речи.

16.    Законы логики.

17.  Охарактеризуйте понятия тезис, довод, логос, пафос, этос.

18.  Коммуникативные техники ведения диалога.

19.  Речевой этикет.