Программа курса
Риторика для студентов филологических специальностей.
Программа рассчитана на 32
лекционных часа.
Структура основного лекционного
курса соответствует трем основным разделам риторики: изобретению, украшению и
расположению мыслей.
Введение
1. Традиционное и нетрадиционное
понимание риторики.Основные разделы риторики (триединство риторики. Риторика
как искусство убеждать с помощью слов,
наука об искусстве убеждать с помощью слов и процесс убеждения, основанный на
моральных принципах. Классическое разделение риторики: Изобретение
мыслей (Inventio). Расположение мыслей
(Compоsitio), Украшение мыслей (Ornamenta),
Запоминание (Меmoria) и Произнесение речи
(Ехercitum).
2. Из истории. Общие замечания.
Риторика в античном мире, (Становление риторики, речевая практика греко-римской
античности, Платон об искусстве красноречия, теория ораторского искусства
Аристотеля, Цицерон о риторическом знании, речевая педагогика Квинтилиана).
Риторика в Средние Века (основы гомилетики). Риторика эпохи Возрождения.
Византийская риторика в древнерусской книжности (Изборник 1073 г., памятники
жанров ораторского красноречия и житийного). Оригинальные русские риторики XVII в.
Риторика Ломоносова. Постриторическая традиция XVIII-XIX вв. Риторика и стилистика Ш.Балли.
Структуралистская риторика (Ю.Лотман).
3. Место риторики в ряду других
филологических дисциплин. Риторика и грамматика. Риторика и стилистика.
Риторика и поэтика, риторика и герменевтика.
Изобретение мыслей
1. Тема и доводы. Общие принципы
классификации доводов. Естественные доказательства (эвиденция):
свидетельские показания, документы, данные
экспертизы и научного анализа и пр. Искусственные доказательства: (а)
логические, т. е. индукция, и дедукция, энтимема, б) этические, апеллирующие к
общности нравственных, морально-этических представлений убеждающего и
убеждаемых; в) чувственные, обращенные к страстям, настроениям, опасениям и пр.
убеждаемых. 2. Рассуждение. Основные типы. Разновидности рассуждений.
Дедуктивное умозаключение. Индуктивное умозаключение. Пафос и этос.
3. Специальные принципы классификации доводов. Третья сторона как союзник и противник убеждающего.
Доводы к доверию и к недоверию. 4. Необязательные компоненты
убеждающей речи. Понятие о риторическом приеме. Основные разновидности приемов.
Украшение мыслей
1. Изобразительность. Общие и специальные средства усиления
изобразительности.
2. Специальные средства усиления изобразительности. Понятие
тропа в античной традиции: от учения о сочетании слов (Аристотель) к
определению тропа как изменению собственного значения слова или
словесного оборота в другое, при котором происходит обогащение значения
(Квинтилиан). Принципы классификации тропов в риториках IV в до н. э. - XVIII в
н. э. Отсутствие интереса к творческому аспекту тропообразования в поздней
риторической традиции.
3. Возрождение интереса к тропам в связи с рассмотрением
процесса тропообразования в культурно-исторической школе
(А.Н.Веселовский),и психологической
школе (А.А.Потебня). В XX в. троп стал объектом изучения теории знаковых
систем.
4. Наиболее характерные черты в современной теории тропа:
понимание тропов как системы, элементы которой (отдельные тропы) организованы
иерархически; постановка вопроса о первотропе; рассмотрение
процесса тропообразования как отклонения от нормы с помощью специальных средств
(тропов), реализующих вторичные смыслы. Установка поэта на тропоизированную,
кривую речь. Дихотомия метафоры и метонимии, позволяющая
операционно определить поэтические (метафора) и прозаические (метонимия) стили.
Обратимость тропов.
5. Понятие о фигуре. Термин фигура в античной
традиции: фигуры речи как средства изменения смысла и уклонения от нормы. Фигуры речи в соотнесенности к структуре
речи. Грамматические и риторические фигуры (Горгий, Аристотель, Квинтилиан).
Принципы классификации фигур речи в риториках IV в до н. э. - XVIII н. э.
Тенденция к разрастанию классификаций фигур, обусловленная схоластическим
подходом.
6. Развитие теории фигур речи в связи со становлением науки о
знаках и знаковых системах. Двойственная природа фигур речи, которые выступают
в качестве составной части текста, и в то же время являются элементом композиции текста. Ситуация порождения
фигур речи (сильные условия, когда элементы
языка становятся фигурами речи). Определение статуса фигур речи: во-первых, в
соответствии с принципами пространственной организации (повторение, симметрия,
убавление, инверсия и т. д); во-вторых, в соответствии с семантическими
принципами, когда в поэтических текстах фигуры речи не поддаются
пространственной проекции и фигуры речи строятся как соотнесение смысловых
элементов, которые могут быть сопоставлены, но не могут быть пригнаны друг к другу.
Расположение мыслей
1. Общее понятие о композиции. Определение композиции в
некоммуникативном аспекте (в литературоведении композиция обычно
рассматривается как конкретное построение, внутренняя структура
произведения (архитектоника), подбор, группировка и
последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное
целое).
2. Композиции речевого произведения в коммуникативном
аспекте ( а) язык как результат деятельности и как деятельность, композиция
речевого произведения не только готовая структура, но и процесс создания этой
структуры; б) коммуникативная функция языка, речевое произведения как
структура, наделенная определенной коммуникативной функцией.). Композиция
речевого произведения - это строение, соотношение, взаимное расположение частей
(подбор, группировка и последовательность) таким образом, что эти части
воспринимаются как единое целое, где каждому компоненту уделяется внимание,
соответствующее его значимости, определяемой коммуникативной установкой.
Литература:
Учебная
Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.
Аннушкин В.И. Риторика. Пермь, 1994.
Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1997.
Научная
Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной
традиции. М., 1996.
Античные теории языка и стиля. М.; Л., 1936.
Античные риторики. М., 1978.
Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М.,
1991.
Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.
Веселовский А.Н. Из истории эпитета// Историческая поэтика.
М., 1986.
Виноградов В. В. Поэтика и риторика // О языке
художественной прозы: Избр. тр. М., 1980.
Вомиерский В. П. Риторики в России XVII-XVIII вв. М,, 1988.
Гaспаров М. Л. Цицерон и античная риторика// Цицерон М. Т.
Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
Гаспаров М.Л. Поэзия и проза - поэтика и риторика// Гаспаров
М.Л. Избранные труды: В 2 т. М., 1997. Т. 1. С. 524-556.
Гаспаров М.Л. Античная риторика как система// Там же. С.
556-586.
Гаспаров М.Л. Средневековые латинские поэтики в системе
средневековой грамматики и риторики// Там же. С. 590-657.
Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965.
Дюбуа Ж., Эделин Ф; Клинкгнбгрг Ж.-Д., Mni-г.е ф., Триноч А.
Общая риторика. М., 1986.
Женетт Ж. Фигуры. Т. 1-2. М., 1998.
Лахманн Р. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и
понятие поэтического. СПб., 2001.
Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию // Поли.
собр. соч.: В 11 т. М., 1952. Т. 7. С. 91-378.
Лотмап Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
Лотман Ю.М. Риторика// Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т.
Таллин, 1992. Т.1. С. 167-184.
Ман де П. Аллегории чтения. Екатеринбург, 1999.
Михайлов А. В. Языки культуры. М., 1997.
Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М., 1987.
Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII: Лингвистика
текста. М., 1978.
Новое в зарубежной. Вып. XVI: Лингвистическая прагматика. М., 1985.
Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII: Теория речевых
актов. М., 1986.
Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVIII: Когнитивные
аспекты языка. М., 1988.
Потебия А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905
Фолькманн. Риторика греков и римлян / Пер. с нем, Таллин,
1981
Топоров В. Н. Риторика // Лингвистический энциклопедический
словарь. С. 416-417.
Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999.
Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М.,
1972.
Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: за и против, М., 1975.
В
ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ
Рецензия на
программу по курсу
«Риторика»
для студентов
филологических специальностей
Петрозаводского
Государственного Университета
(составитель Н.
И. Соболев)
Программа курса
«Риторика» ПертГУ удачно сочетает в себе историю риторики как
гуманитарной дисциплины от античности до 2 пол. XX века с
синхронным изложением структуры риторической деятельности. Последняя
(и это особенно важно с учетом направленности на
студентов–филологов) рассматривается во взаимосвязанности с
родственными филологическим дисциплинами, что отчетливо выявляет ее
междисциплинарный характер, с одной стороны, с другой – позволяет
значительно интенсифицировать и модернизировать учебный процесс в
целом. В программе учитывается опыт современной «неориторики» в его
сопоставлении с классическим риторическим наследием. Некоторым
недостатком программы следует считать отсутствие четкой
классификация тропов и фигур речи.
Список учебной и
научной литературы полностью позволяет студентам ориентироваться как
в классических трудах по риторике, так и в современной научной
парадигме. Программа полностью удовлетворяет требованиям программ
для высших учебных заведения России.
Доц. кафедры
истории русской
литературы
СПбГУ, к. ф. н.
В.
А. Кузнецов
|