philolog.ru
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: ШЛЕГЕЛЬ А.В.
<<<вернуться на центральную просмотреть файл в формате pdf>>>

ИЗ «БЕРЛИНСКОГО КУРСА»

[...] факт, установленный им1, что изящные искусства подражательны, вовсе не равнозначен тому, как этот факт был истолкован в новое время в том смысле, что изящные искусства должны подражать природе [...] Мы не отрицаем, что искусству действительно присущ определенный элемент подражательности, но это еще не делает его прекрасным искусством. Скорее всего это заключается как раз в преобразовании того, чему подражают, в соответствии с законами нашего духа, в творчестве [самой] фантазии, независимо от внешнего образца для подражания.

[...] искусство должно брать свои предметы лишь из сферы природы, ибо другого источника и быть не может. Фантазия на своих могучих крыльях может подняться над природой, но никогда не может вырваться за ее пределы: составные элементы ее творений, как бы ни были они преобразованы ее замечательной деятельностью, должны быть всегда взяты из [...] реальной действительности. [...]

Но где же художник должен находить свою возвышенную наставницу — творящую природу, чтобы прислушаться к ее советам? [...] Только в себе самом, в средоточии своего собственного существа, путем духовного созерцания и никак иначе. [...]

Искусство можно было бы определить как природу, проясненную и концентрированную для нашего созерцания, прошедшую через медиум совершенного духа. [...]

Этот разделяющий искусство и природу элемент называется манерой2 в том случае, если медиум [...] придает ложную окраску изображаемым предметам; стилем он может быть назван тогда, когда, находясь в правильной дистанции к искусству и природе, медиум не подходит к ним слишком близко. В этом случае художественное произведение непременно должно как бы декларировать, что оно не является природой и не претендует на это. [...]

Древним во всех их произведениях присуща чистота и предельная четкость границ, простота и стремление сосредоточиться на самом существенном, изолироваться от второстепенных привходящих деталей, игнорировать материальные эффекты изображения, то есть те качества [...] которые особенно характерны для скульптуры. Тогда как художники нового времени, как в живописи, ищут игры света, стремятся уловить живейшее биение жизни и в изображении своего

125

главного объекта стремятся придать ему echapees de vue3 в бесконечное. [...]

Имевшая место недавно во Франции безумная попытка вдруг создать новую республиканскую мифологию обречена была на неудачу из-за насильственных действий зачинщиков этой попытки (мифология может возникнуть только путем естественного и длительного развития), а также и потому, что французы страдают отсутствием фантазии и руководствовались в этом случае только лишь аллегорическими понятиями.

[...] должно признать, что по своей сути музыка является самым идеальным видом искусства. Изображая страсти безотносительно к каким-либо предметам, только лишь в выражении их форм, она как бы очищает эти страсти от сопутствующей им материальной прозы: сбрасывая с них земную оболочку, она помещает их в чистую просветленную атмосферу.

126