ИЗ «БЕРЛИНСКОГО
КУРСА»
[...]
факт, установленный им1, что
изящные искусства подражательны,
вовсе не равнозначен тому, как этот
факт был истолкован в новое время в
том смысле, что изящные искусства
должны подражать природе [...] Мы не
отрицаем, что искусству
действительно присущ определенный
элемент подражательности, но это еще
не делает его прекрасным искусством.
Скорее всего это заключается как раз
в преобразовании того, чему
подражают, в соответствии с законами
нашего духа, в творчестве [самой]
фантазии, независимо от внешнего
образца для подражания.
[...]
искусство должно брать свои предметы
лишь из сферы природы, ибо другого
источника и быть не может. Фантазия
на своих могучих крыльях может
подняться над природой, но никогда не
может вырваться за ее пределы:
составные элементы ее творений, как
бы ни были они преобразованы ее
замечательной деятельностью, должны
быть всегда взяты из [...] реальной
действительности. [...]
Но
где же художник должен находить свою
возвышенную наставницу —
творящую природу, чтобы прислушаться
к ее советам? [...] Только в себе самом,
в средоточии своего собственного
существа, путем духовного созерцания
и никак иначе. [...]
Искусство
можно было бы определить как природу,
проясненную и концентрированную для
нашего созерцания, прошедшую через
медиум совершенного духа. [...]
Этот
разделяющий искусство и природу
элемент называется манерой2
в том случае, если медиум [...] придает
ложную окраску изображаемым
предметам; стилем он может быть
назван тогда, когда, находясь в
правильной дистанции к искусству и
природе, медиум не подходит к ним
слишком близко. В этом случае
художественное произведение
непременно должно как бы
декларировать, что оно не является
природой и не претендует на это. [...]
Древним
во всех их произведениях присуща
чистота и предельная четкость границ,
простота и стремление
сосредоточиться на самом
существенном, изолироваться от
второстепенных привходящих деталей,
игнорировать материальные эффекты
изображения, то есть те качества [...]
которые особенно характерны для
скульптуры. Тогда как художники
нового времени, как в живописи, ищут
игры света, стремятся уловить
живейшее биение жизни и в
изображении своего
125
главного
объекта стремятся придать ему echapees
de
vue3
в бесконечное. [...]
Имевшая
место недавно во Франции безумная
попытка вдруг создать новую
республиканскую мифологию обречена
была на неудачу из-за насильственных
действий зачинщиков этой попытки (мифология
может возникнуть только путем
естественного и длительного
развития), а также и потому, что
французы страдают отсутствием
фантазии и руководствовались в этом
случае только лишь аллегорическими
понятиями.
[...]
должно признать, что по своей сути
музыка является самым идеальным
видом искусства. Изображая страсти
безотносительно к каким-либо
предметам, только лишь в выражении их
форм, она как бы очищает эти страсти
от сопутствующей им материальной
прозы: сбрасывая с них земную
оболочку, она помещает их в чистую
просветленную атмосферу.
126