СУЖДЕНИЯ, МЫСЛИ И ИДЕИ
О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
Во многих гениальных произведениях как
бы воплощается девиз поэтических
бродяг одной пьесы: "Бесшабашно, но умно!" В обратном смысле эту пословицу
можно было бы применить к унылой рассудочности: "Разумно, но глупо!"
Дидро в "Фаталисте", в опытах о живописи и везде,
где он является подлинным Дидро, верен действительности до бесстыдства.
Нередко он захватывает врасплох природу в соблазнительном ночном одеянии,
а порой он видит ее даже за отправлением естественных потребностей1.
Прежде мы прославляли исключительно природу,
теперь же мы прославляем идеал. Слишком часто забывают, что эти вещи тесно взаимосвязаны,
что в искусстве природа должна быть идеальной, а идеал естественным.
Грубым, но все еще широко
распространенным заблуждением является мысль о том, что для художественного воплощения идеала необходимо
сосредоточить в одном лице насколько можно больше добродетелей, в одном человеке представить воплощение
всех добродетелей; следствие этого - потеря индивидуальности и правдивости. Идеальное определяется не количеством,
а качеством. Грандисон2 является примером, но не идеалом.
Говорят, что в английской и немецкой трагедии много безвкусицы.
Французская же трагедия - сплошная безвкусица.
Ибо что может быть более враждебно всякому вкусу, как писать вне всякой связи с природой?
Поэзия является музой для внутреннего слуха, а живопись
- для внутреннего взора: но муза должна быть приглушена, а живопись выдержана в мягких тонах.
124
Восприятие априорное несет в себе некое блаженное успокоение
в то время как в наблюдении есть что-то половинчатое и незавершенное.
Аристотель путем лишь отвлеченных умозаключений установил что земля имеет форму шара.
125