philolog.ru
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: ШЛЕГЕЛЬ А.В.
<<<вернуться на центральную просмотреть файл в формате pdf>>>

СУЖДЕНИЯ, МЫСЛИ И ИДЕИ

О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Во многих гениальных произведениях как бы воплощается девиз поэтических бродяг одной пьесы: "Бесшабашно, но умно!" В обратном смысле эту пословицу можно было бы применить к унылой рассудочности: "Разумно, но глупо!"

Дидро в "Фаталисте", в опытах о живописи и везде, где он является подлинным Дидро, верен действительности до бесстыдства. Нередко он захватывает врасплох природу в соблазнительном ночном одеянии, а порой он видит ее даже за отправлением естественных потребностей1.

Прежде мы прославляли исключительно природу, теперь же мы прославляем идеал. Слишком часто забывают, что эти вещи тесно взаимосвязаны, что в искусстве природа должна быть идеальной, а идеал естественным.

Грубым, но все еще широко распространенным заблуждением является мысль о том, что для художественного воплощения идеала необходимо сосредоточить в одном лице насколько можно больше добродетелей, в одном человеке представить воплощение всех добродетелей; следствие этого - потеря индивидуальности и правдивости. Идеальное определяется не количеством, а качеством. Грандисон2 является примером, но не идеалом.

Говорят, что в английской и немецкой трагедии много безвкусицы. Французская же трагедия - сплошная безвкусица. Ибо что может быть более враждебно всякому вкусу, как писать вне всякой связи с природой?

Поэзия является музой для внутреннего слуха, а живопись - для внутреннего взора: но муза должна быть приглушена, а живопись выдержана в мягких тонах.

124

Восприятие априорное несет в себе некое блаженное успокоение в то время как в наблюдении есть что-то половинчатое и незавершенное. Аристотель путем лишь отвлеченных умозаключений установил что земля имеет форму шара.

125