<20>
Берлин, Июля 7.
Нравственность здешних жителей прославлена отчасти с худой стороны. Г. Ц* называет Берлин Содомом и Гомором; однакожь Берлин еще не провалился, и Небесный гнев не обращает1 его в пепел. В самом деле Г. Ц*, писав это,2 забыл, что во всех семьях бывают уроды, и что по сим уродам не льзя заключать о всей семье. Мудрено и людям считаться между собою в добродетелях или пороках, а городам еще мудренее. Одним словом, естьли бы Г. ЛейбМедик и Кавалер был непристрастен; естьли бы некоторые люди в Берлине не зацепили его заживое, то бы он конечно не заговорил таким нефилософским,3 для Космополита и Филантропа оскорбительным языком.4
Говорят, что в Берлине много распутных женщин; но естьли бы Правительство не терпело их, то оказалось бы,5 может быть, более распутства в семействах или надлежало бы выслать из Берлина тысячи солдат,
47
множество6 холостых, праздных людей, которые конечно не по Руссовой системе воспитаны, и которые по своему состоянию не могут жениться.7
Мне сказывали, что однажды ввечеру в зверинце развращенныя Берлинския Вакханты как Фурии бросились на одного нещастного Орфея, который уединенно гулял в темноте алей; отняли у него деньги, часы, и сорвали бы с него самое платье, естьли бы подошедшие люди не принудили их8 разбежаться. Но когда бы9 рассказали мне и тысячу таких10 анекдотов, то я все не предал бы анафеме такого прекрасного города, как Берлин.11
В похвалу Берлинских граждан говорят, что они трудолюбивы, и что самые богатые и знатные люди не расточают денег на суетную роскошь, и соблюдают строгую экономию в столе, платье, экипаже и проч. Я видел старика Ф** едущего верхом на такой лошади, на которой бы, может быть, и я постыдился ехать по городу, и в таком кафтане, который сшит конечно в первой половине текущего столетия. Нынешний Король живет пышнее своего предшественника; однакожь окружающие его держатся по большой части старины. В публичных собраниях бывает много хорошоодетых молодых людей; в уборе Дам виден вкус.
_____
48