Кавелину
Льву Александровичу
М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.
Достопочтеннѣйшій о Господѣ
Лѣвъ
Александровичь!
Читавши ваше письмо,
явно вижу отеческій Промыслъ Божій, спасшій васъ, яко птицу отъ сѣти ловящихъ. Сѣть сокрушися и вы избавлени бысте[1].
Милосердый Господь не попустилъ васъ обольститься прелестями Далиды, уготовлявшей вамъ
ослѣпленіе не тѣлесныхъ, но душевныхъ очесъ, дабы не видѣть
истиннаго Солнца Правды, Христа, Спасителя нашего; и оглохновенія для слышанія
слова Божія и спасительнаго Его ученія. Просто сказать, Вы бы связаны были и по
рукамъ и по ногамъ неразрѣшимыми узами, препятствующими исполнять волю
Божію, и ходить по пути Заповѣдей Его. А какъ ето свершилось?
Повидимому какъ можно
бы избавиться отъ предпріятаго начала: міръ, плоть и діаволъ,
готовы были съ своими услугами къ вовлеченію васъ въ ети сѣти. Конечно
милосердіе Божіе сохранило васъ молитвами вашихъ родителей, и подало вамъ
разумъ и силу противостать онымъ нападеніямъ. И патронъ вашего полка
Св: Спиридонъ[2]
въ день его памяти, предстательствомъ своимъ защитилъ васъ отъ оныхъ
сопостатовъ. Воздавайте Славу и Благодареніе премилосердому Господу
сохранившему васъ, и не словами токмо, но и дѣлами, стараясь о исполнении
Святой Его воли со Смиреніемъ! А то
иногда случается, что мы въ одномъ или въ двухъ частяхъ исполнимъ должное, и
возносимся, а другихъ порицаемъ; о томъ же и не помышляемъ, что, хотя бы и все
повелѣнное сотворили, должны считать себя неключимыми рабами[3]. ‑
Входя въ свою
совѣсть, не мѣшаетъ разсмотрѣть, не было ли и за нами
подобнаго, и не того то ли ради попустилось быть такому искушенію? Но когда
укорили себя и зазрили во многомъ, что прежде укрывалось подъ благовидною
одеждою мнимой правды, то и сотворилъ Господь съ вами милость; ибо Онъ
призираетъ на смиреніе!
Да будетъ вамъ cie
урокомъ на протчее теченіе жизни вашей.
Поздравляю васъ съ
наступленіемъ новаго года; да ниспошлетъ Господь на васъ Свое благословеніе,
всеусердно желая и съ почтеніемъ моимъ остаюсь вашъ недостойный Богомолецъ,
многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.
1. Генваря
1846. года.
О: Антоній писалъ ко
мнѣ, что онъ познакомился съ Вами, и были съ нимъ вмѣстѣ у
Лѣсниковыхъ.
Полагаю что Вы писали къ своимъ
родителямъ о растройствѣ вашего предпріятія. Однако я долженъ имѣть
осторожность въ разговорахъ съ ними когда случится о семъ предметѣ.
652
Христосъ
воскресе!
Достопочтеннѣйшій о Господѣ
Лѣвъ
Александровичъ!
Поблагодаря васъ за
поздравленіе меня съ праздникомъ воскресенія Господа нашего Iисуса Христа, взаимно и васъ поздравляю
встрѣтивши оный. Да сподобитъ васъ Господь наслаждаться плодами
неизреченнаго о насъ смотренія Господня, въ простотѣ и смиреніи сердца!
Письмо ваше, посланное 29. Марта, получилъ я 9 апрѣля
во дни священнаго торжества сего. Благодарю и за приложенную лѣпту отъ
усердія вашего, за которое да воздастъ вамъ Господь Своею милостію!
Слава Богу, что вы исполнили долгъ христіанина, и
удостоились быть причастникомъ пречистаго Тѣла и Крови Господа нашего Iисуса Христа: да будетъ cie Таинство ко
укрѣпленію душевныхъ силъ нашихъ на скольскомъ житейскомъ пути, на коемъ
находясь, колеблетесь различными смутительными мыслями, малодушіемъ и
боязнію. ‑
Вы, бывши у насъ въ обители, удостоились вкусить дара Благодатныхъ
ощущеній. Симъ вамъ показано, что есть Благодать Божія, и дабы могли различать
ложь отъ истины, и блага мірскія и блага духовные. Но она вамъ показана и
сокрылась, ибо не можете понести ее, не искусившись во брани со страстьми, и не
стяжавши смиренія. Хотя бы Вы и постоянно здѣсь жили, то все не могли бы
удержать ее; ибо и здѣсь есть борьба со страстьми; пока не смирится человѣкъ, то не можетъ ни
страстей побѣдить, ни стяжать духовныхъ дарованій. Но и самое исканіе
дарованій не безъ опасно: подвержено самомнѣнію, а напротивъ иногда
лишеніе оныхъ низводитъ насъ въ бездну смиренія. Въ нашей волѣ состоитъ
дѣлать добро или сопротивное; а награда coстоитъ въ волѣ Божіей.
Вы находитесь посредѣ мipa и соблазновъ его; по необходимости,
или по долгу службы, бывъ поставлены на семь поприщѣ. Не имѣя
возможности уклониться съ него, должны имѣть въ памяти
Заповѣди Божіи и смиреніе; то хотя и не можете подняться на высоту
добродѣтелей, старайтесь не нисходить въ бездну пороковъ, но всегдашнія
хотя малые проступки, очищайте вседневнымъ покаяніемъ и смиреніемъ, мысленно
считая себя послѣднѣйшимъ изъ всѣхъ. Смиреніе одно сохранитъ
васъ отъ всѣхъ сетей и козней вражіихъ. А какъ я вижу, что вы при
недостаткѣ вашихъ исправленій въ добродѣтели, скорбя порабощаетесь
смущенію и лишаетесь спокойствія; а ето знакъ самолюбія и гордости. Вы хотите
видѣть себя праведнымъ и не достигая сего смущаетесь; а когда бы
достигли, то тоже бы увлеклись въ гордость, и стали бы строгимъ судіею другихъ
порочныхъ и больше бы погрѣшили предъ Богомъ. Св: Церковь
повелѣваетъ намъ молиться: «Ей, Господи
Царю! даруй ми зрѣти прегрѣшенія и не осуждати брата моего»[4].
Почему жъ не молиться: даруй ми зрѣти моя добродѣтели? Потому
что это приводило бы насъ въ гордость и самообольщеніе, а то приводитъ въ
смиреніе. Великіе святые, при всѣхъ своихъ добродѣтеляхъ,
имѣли себя подъ всею тварію, что и укрѣпляло ихъ добродѣтели.
Вы пугаетесь при мысли о тѣсномъ пути: Боитесь ложнаго стыда міролюбцевъ,
насмѣшекъ, преслѣдованій и озлобленій: но всѣ ето происходить
отъ самолюбія, гордости и отъ маловѣрія. По мѣрѣ вѣры
вашей и смиренія, и страхъ сей исчезнетъ. Когда вѣруете, что безъ Божіей
воли и власъ главы нашей не погибнетъ, то колми паче касающееся до чувствъ
сердца не можетъ быть безъ Его воли. А когда что и случится, то вѣрно къ
искусу нашему и для пользы нашей, по Его волѣ попустится. Тутъ надобны вѣра
и сміреніе, покорность воли Божіей и молитва о укрѣпленіи. Да дастъ же
Господь вамъ разумъ истинный, и сохранитъ отъ смущенія и отъ всѣхъ
сѣтей и козней противныхъ, но успокоить васъ въ шествіи вашемъ.
Благодарю васъ за трудъ при описаніи скита. Можете и въ печать отдать,
когда удостоитъ цензура, но издать оное О: Игумену хотѣлось
вмѣстѣ съ монастырскимъ описаніемъ а не отдѣльно. И я не знаю
какъ ето рѣшить. Ежели бъ вы сами къ нему о семъ отнеслись, можетъ быть
онъ и согласится. На всѣ же ето потребно думаю немалая сумма. Видъ скита
въ маломъ видѣ уже отпечатанъ, съ того самаго, что вы видѣли у
О: Игумена, только уменьшенъ въ осмушку для книги, Который вы скоро получите
отъ О: Петра, ево стараніе о семъ было. О посвященіи сего труда вашего
высокопр<еосвященному> Митрополиту, можно ли безъ его на сіе соизволенія.
Я не знаю какъ вамъ сказать?
Испрашивая на васъ миръ и благословеніе Божіе, съ почтеніемъ моимъ
остаюсь
вашъ недостойный Богомолецъ, многогрѣшный
Іеромонахъ Макарій.
Я писалъ къ Вамъ 1го Генваря въ отвѣтъ на Ваше письмо; но не знаю
получили ль Вы оное?
13. апрѣля
1846. года
653
М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.
Достопочтеннѣйшій о Господѣ
Достопочтеннѣйшій
Лѣвъ Александровичъ!
Письмо ваше, посланное
7. ноября, получилъ я 16. числа въ бытность у насъ вашего Батюшки.
Полученіе письма не могло утаиться отъ него, но матерія онаго и болѣзнь ваша
осталась отъ нихъ сокрытою. На другой почтѣ получилъ и посылку вашу:
рукопись сочиненій Св: Діонисія Ареопагита, и два вида Почаевской Лавры,
да тетрадку о Заповѣдяхъ. За всѣ оное всеусерднѣйше васъ
благодарю и все по принадлежности и приличію распредѣлено.
Пишите о своей
болѣзни и принимаете оную пoсѣщеніемъ Божіимъ; то уже одно это
служить вамъ врачеваніемъ душевныхъ недуговъ, съ покорностію принимать Его
посѣщеніе. «Якоже изволися Господеви, тако и бысть.»[5]
Но что не всегда сіе мысли вамъ присущи, то, думаю, паки попущается впадать и
въ руки малодушія, да не превозноситесь тѣмь, что съ терпѣніемъ
стражду и достоинъ милости Божіей. Но дабы вящше смирялись, и навыкали сей
добродѣтели чрезъ немощи свои душевные, да сила Божія, будетъ вамъ
помогающая: ибо Онъ на смиренныя призираетъ.
Вы просите на
недоумѣніе ваше о переходѣ в Москву и перемѣнѣ службы,
моего разсужденія. Хотя я и не смѣю принять на себя такого дерзновенія,
что могу правильно судить вещи, закрытыя отъ насъ въ Будущности; но по
вѣрѣ вашей силенъ Богъ вразумить въ пользу вашу и омраченный мой
умъ. Не смѣю рѣшительно сказать, но думаю, что удобнѣе и
полѣзнѣе для васъ будетъ московская служба, что согласно и съ
положеніемъ вашего сердца. Двѣ же нити удерживающія васъ въ
Петербургѣ могутъ тѣмъ разрѣшиться: Союзъ съ
Степ<аномъ> Ан<исимовичемъ> долженъ оставаться не
разрѣшимымъ и по переходѣ въ Москву. Ежели не чрезъ личное
свиданіе, то чрезъ переписку можно пользоваться его мудрыми совѣтами и наставленіями, въ чемъ
конечно онъ вамъ не откажетъ. ‑
А касательно Володи,
поручить его покрову Божію и Царицы небесной; и ежели возможно надзору какъ
либо, Ст<епану> Ан<исимовичу> или другому кому вамъ изъ
извѣстныхъ благочестивыхъ людей.
Впротчемъ описанные
вами не выгоды тамошней службы, даютъ вамъ право на перемѣну оной, и
преселѣніе въ Москву. А какъ сказалъ Господь нашъ: безъ Мене не можете творити ничесоже[6],
то молитесь Ему: Аще будетъ Его святая воля, то да сотворитъ тако, утвердить
вашъ помыслъ, и поможетъ въ семъ предпріятіи. О чемъ и я грѣшный
имѣю долгъ молить Его Благость.
А о высшемъ вашемъ
намѣреніи скажу: храните огнь сей вверженный въ сердцѣ ваше, и да
попаляетъ онъ всѣ хврастіе и плевелы наносимые врагомъ, и
дѣйствующія чрезъ страсти наши еще не очищенные и не истребленные; а паче
храните Смиреніемъ, ибо Любовь не можетъ быть безъ онаго. Сама высшая любовь
облеклась во смиреніе нашей плоти.
Испрашивая на васъ
миръ и благословеніе Бoжіe, съ желаніемъ вамъ истиннаго Блага остаюсь
недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.
О: Игуменъ и
О: Петръ свидѣтельствуютъ вамъ свои почтеніи.
26 Nоября
1846 года.