![]() |
Кижский архипелаг |
Кижи — это остров на Онежском озере, в северной его части, Заонежье. Особенностью этой территории было то, что далеко удаленная от традиционных исторических центров Руси: Новгорода, Вологды и, тем более, от Москвы, эта земля довольно давно, примерно с XII—XIII столетия состоялась как русская земля с основным русским населением и своими сильными христианскими традициями. Она не была присоединена к Московскому царству в ходе той колонизации и окультуривания, которые совершалась с XV в., когда русские стали массированно двигаться на восток. Она именно состоялась как русская земля органически, изнутри. Очень важным для понимания самобытности Заонежья является и то, что из-за удаленности этот край обошли стороной разрушения, приносимые войнами, нашествиями и политическими катаклизмами. Не было и больших этнических перемещений, которые делают генеалогию и поиск собственно русских корней на большинстве территорий России проблематичными. Природные условия здесь суровы, однако не скудны. Все это сформировало и сохранило исключительный уклад жизни и народный характер: спокойный, открытый, свободный, уверенный. Достаточно указать на то, что в Заонежье так и не по- лучило распространения крепостное право.
![]() |
Изображение Кижского погоста на гравюре Р. Зотова, 1785 г. |
Известный в наши дни всему миру архи- тектурный ансамбль Кижского погоста, включенный в 1990 г. ЮНЕСКО в Список памятников всемирного культурного наследия, формировался не одно десятилетие. Бревенчатые церкви Преображения Господня (1714 г.) и Покрова Божией Матери (1694 г., перестроена в 1764 г.) прихожане поставили вместо прежних храмов, сгоревших в конце XVII в., когда на острове случился большой пожар от молнии. Шатровая колокольня между ними была построена взамен обветшавшей предшественницы гораздо позднее, в 1862 г. (перестроена в 1874 г.).
Самое раннее из дошедших до нас изображений Кижского погоста можно увидеть на гравюре Р. Зотова, относящейся к лету 1785 г. и опубликованной в книге Н. Я. Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». В архитектурной основе церквей лежит традиционная схема восьмигранного сруба с четырьмя двухступенчатыми пристройками, ориентированными по сторонам света, что придаёт им крестообразную форму. На основной восьмерик поставлены в два яруса восьмигранные срубы меньших размеров; с запада к нему примыкает невысокая трапезная, перекрытая трехскатной крышей. Формы и размеры 22-х глав, покрытых лемехом (фигурными деревянными пластинками), меняются от яруса к ярусу. Внутренний вид Преображенской церкви претерпел большие изменения в 1759 г., когда приходская община проводила работы по ее восстановлению.
![]() |
![]() |
Общий вид Спасо-Кижского погоста, 2001 г. | Иконостас Покровского храма Спасо-Кижского погоста, 2001 г. |
Современные исследователи называют Покровский храм ярким образцом прионежской школы деревянного зодчества, традиционная схема которой — «восьмерик на четверике» — разрешена здесь с особым мастерством. Уникальной особенностью церкви стало ее выразительное многоглавие.
Четырехрядный тябловый иконостас, находящийся сейчас в зимнем Покровском храме, реконструирован в 50-е гг. ХХ в. под руководством реставратора В. Г. Светличной. Иконы были подобраны из Кижской коллекции (по мирно- му договору Финляндия вернула более 2000 икон, собранных в заонежских деревнях и селах в годы оккупации; они соста- вили так называемую Кижскую коллекцию, попавшую в фонды Музея-заповедника «Кижи», организованного в 1951 г.). Как выяснилось, многие из них действительно ранее принадлежали Покровской церкви.
![]() |
Кижи, начало XX в. |
До середины XX в. храмы Кижского погоста снару- жи были обшиты тесанными топором досками с помощью деревянных гвоздей. Такая практика распространилась повсеместно во второй половине XIX в. после предписания Синода — все без исключения деревянные храмы обшивать «под камень». Предполагалось, что дощатая обшивка будет сдерживать разрушение наружной поверхности бревен, защищать их от дождя и снега. В 50—60-е гг. ХХ столетия во время реставрации Преображенского и Покровского храмов наружная и внутренняя обшивки были удалены.
К середине XIX в. колокольня Кижского погоста, как значится в документах, «изрядно обветшала», поэтому прихожане в 1862 г. решили ставить новую. «Во время постройки колокольни всем приходом помогали срыть старую колокольню, очистить место, доставить камень и песок для фундамента, выкорить лес и доставить оный к месту постройки и десять человек и более плотников и пильщиков кормили хлебом...» Построенная на несколько десятилетий позднее церквей колокольня прекрасно вписалась в ансамбль Кижского погоста.
Обе церкви, колокольня и прилегающее к ним кладбище были окружены оградой, сложенной «изъ дикого камня искуснымъ образом», при ней стояла «сторожка для караула». В 1957–1959 гг. реставраторы построили поверх сохранившейся каменной ограды двухрядную бревенчатую стену, покрытую двускатной крышей, по образцу сохранившихся на Русском Севере деревянных укреплений.
![]() |
Настоятель Спасо-Кижского Патриаршего Подворья с потомками священнослужителей Заонежья |
В первые годы после установления советской власти в Рос- сии наиболее выдающиеся храмы ставились под государственную охрану. Ревизию старых зданий в Карелии проводил Ф. А. Каликин, сотрудник Отдела охраны и регистрации памятников искусства и старины. По его предложению в 1920 г. ансамбль Кижского погоста получил охранное свидетельство. Это не помешало властям проводить репрессивную политику в отношении духовенства и верующих.
По предварительным подсчетам историков, в Заонежье было репрессировано самое большое в Карелии число священников и церковных служителей. Аресты без предъявления обвинений проводились Заонежским районным отделением НКВД, наиболее рьяно боровшимся с «врагами народа» и громившим православные общины. Несмотря на репрессии, Кижская община оставалась одной из самых многочисленных в За- онежье, она составляла более одной тысячи человек.
Аресты заонежского духовенства начались летом 1937 г. и продолжались до зимы 1937/38 гг. Против священнослужителей выдвигалось стандартное обвинение «в проведении антисоветской агитации, вредительстве», некоторых подозревали в шпионаже и связях с иностранной разведкой. Следователи во время допросов применяли особые, запрещенные методы воздействия на заключенных; протоколы заранее печатались на машинке и почти не отличались друг от друга. После получения сфальсифицированных «признаний» все арестованные приговаривались к расстрелу по различным пунктам 58-й статьи УК РСФСР.
![]() |
Протоиерей Алексей Петухов |
Именно в это трудное время настоятелем храмов Спасо-Кижского погоста был назначен протоиерей Алексей Петухов. Отца Алексея арестовали 24 октября 1937 г., когда он возвращался домой из Петрозаводска. С 26 октября 62-летний батюшка вместе с другими арестованными священниками содержался под стражей в Петрозаводской тюрьме. Следствие велось один месяц. 26 ноября в 2 часа 15 минут отец Алексей был расстрелян. Большая часть заонежских священников и церковных служителей погибла в ноябре-декабре 1937 г.
В 1990 г. Петрозаводская и Олонецкая епархия (с 1996 г. — Петрозаводская и Карельская), долгие годы бывшая частью обширной Ленинградской митрополии, получила самостоятельный статус. Одной из важнейших её задач стало возрождение приходской жизни в крае. В первой половине 90-х гг. ХХ в. происходят первые контакты между администрацией Музея-заповедника «Кижи» и местной епархией.
В 1993 г. среди музейных сотрудников зародилась идея о возвращении молитвы в храмы Спасо-Кижского погоста. 16 августа 1993 г. по инициативе музея и при поддержке местных жителей состоялось учредительное собрание, в котором приняли участие 30 человек под председательством секретаря Олонецкого епархиального управления игумена Тихона (Степанова). Это собрание и принятый им юридический документ стали основанием для возобновления деятельности прихода на острове Кижи.
Настоятель прихода не был еще назначен, поэтому регулярные богослужения в храмах не проводились. Кижане приглашали для совершения таинства крещения протоиерея Георгия Варгу — клирика Крестовоздвиженской церкви Петрозаводска. 20 августа 1994 г. в церкви Покрова Божией Матери состоялось первое за последние шесть десятилетий праздничное богослужение, которое вел епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил в присутствии собравшихся паломников, жителей острова и музейных сотрудников. Музейными работниками возрождались традиции проведения часовенных праздников с молебнами и народными гуляньями: 12 июля — апостолов Петра и Павла (Петров день) в деревне Волкостров, 28 июля — мучеников Кирика и Иулитты в деревне Воробьи, 2 августа — пророка Илии в деревне Телятниково, 28 августа — Успения Божией Матери в деревне Васильево.
![]() |
Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил с архипастырским визитом на острове Кижи. Покровский храм, 1997 г. |
Подчеркнем, что в те годы между Музеем-заповедником и Церковью было достигнуто взаимопонимание, без которого налаживание дальнейшего сотрудничества в деле возрождения Кижского прихода оказалось бы невозможным.
15 августа 1997 г. Указом епископа Мануила настоятелем Спасо- Преображенского прихода острова Кижи был назначен иерей Николай Н. Озолин. Открывалась новая глава приходской истории. С этого времени в Покровской церкви в летний период стали проводиться регулярные богослужения по субботам, воскресениям и праздникам. Постепенно формировалась община.
Юридически владельцем церквей и часовен на острове Кижи — памятников всемирного и федерального значения — остаётся государство, поэтому разработанная концепция развития Спасо-Кижского прихода предполагает тесное сотрудничество приходской общины и Музея-заповедника «Кижи» на основе равенства и партнерства.
![]() |
![]() |
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Кижах, 2000 г. |
Особо важным днем для Спасо-Кижского прихода стало 4 июня 2000 г., когда в Покровской церкви прошла первая за всю его историю Патриаршая Божественная Литургия. Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, архиепископ Тверской и Кащинский Виктор, епископ Тихвинский Константин, епископ Мурманский и Мончегорский Симон, иерей Николай Озолин. Сотрудники музея, помогавшие возрож- дению приходской жизни, получили высокие церковные награды из рук предстоятеля Русской Православной Церкви.
![]() |
Встреча настоятеля с главой государства в Покровской церкви, 2001 г. |
18 августа 2001 г., накануне престольного праздника Преображения Господня, на острове Кижи побывал Президент Российской Федерации В. В. Путин. Он посетил Покровскую церковь и передал в дар Спасо-Кижскому приходу икону Господа Вседержителя, написанную в конце XIX в. Этот визит главы государства имел огромное значение для дальнейшего развития приходской жизни.
Тот спокойный, уравновешен-
ный,
свободный, творческий дух, который по сей день несет в себе земля
Заонежья и которым наверняка вдохновлялись талантливые мастеровые, возводя кижские храмы,
в наши дни приводит всех к пониманию необходимости открытия перед островом с его
достопримечательностями не только культурой, общественной и экономической, но и духовной
перспектив. Иными словами, стало очевидно, что, наряду с реставрацией технической,
кижские храмы нуждаются в возрождении церковном.
Это было определяющим фактором в решении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II создать Спасо- Кижское Патриаршее Подворье, которое в то же время унаследовало бы от упраздненного прихода церковную общину, а также традиции и весь опыт взаимоотношений с Музеем-заповедником «Кижи».
Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 9 июня 2003 г. было создано Спасо-Кижское Патриаршее Подворье. «В связи с возрождением полноценной духовной жизни на острове Кижи, привлекающим своим неповторимым ансамблем множество паломников со всей территории России, считаем целесообразным образовать при Спасо-Преображенском храме на острове Кижи Патриаршее Подворье, находящееся с согласия архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, в нашем непосредственном подчинении...» Его настоятелем стал священник Николай Н. Озолин, в чье духовное попечение попали все храмы и часовни Музея-заповедника «Кижи» (их юридическим владельцем по-прежнему является государство), расположенные на острове и прилегающей к нему территории, а также церковь Сошествия Святого Духа в Петрозаводске. Совместное служение Музея-заповедника и приходской общины продолжается.
В настоящее время Спасо-Кижское Патриаршее Подворье включает в себя храмы погоста на острове Кижи, а также 2 церкви и 10 часовен на кижском архипелаге, зимний храм Святого Животворящего Духа, административное здание на ул. Федосовой, д. 10 и прилегающую к нему территорию в г. Петрозаводске.
![]() |
Праздник Богоявления в Кижих. 1997 г. |