philolog.ru
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: ДЕНИ ДИДРО
<<<вернуться на центральную просмотреть файл в формате pdf>>>


  

 XIV. О РАЗДЕЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ И ОБ АКТАХ

Когда эскиз готов, а характеры установлены, переходят к разделению действия.

Акты — это части драмы. Сцены — части акта.

Акт — это доля общего действия драмы. В нем заключено одно или несколько событий.

264

После того как я отдал преимущество простым драмам перед сложными, было бы странно, если бы я предпочел акт, насыщенный событиями, акту с одним лишь событием.

Принято, чтобы главные персонажи либо появились, либо были названы в первом акте; я не очень—то понимаю почему. Бывает, что драматическое действие не позволяет ни того, ни другого.

Принято, чтобы один и тот же персонаж не появлялся несколько раз в одном и том же акте. А почему это принято? Если то, что он скажет, он не мог сказать, пока был на сцене; если то, что снова привело его, случилось в его отсутствие; если он думает, что тот, кого он ищет, остался на сцене; если последний действительно там, либо его там нет, но актер об этом не знает; если момент требует его возвращения, если оно увеличивает интерес, — одним словом, если персонаж снова вступает в действие, как это ежедневно случается с нами в обществе, тогда пусть возвращается, я всегда готов его видеть и слышать. Критик может ссылаться на своих любимых авторов, сколько ему угодно, зритель согласится со мной.

Требуют, чтобы акты были почти равной длины — было бы гораздо разумнее требовать, чтоб длительность их была пропорциональна широте охваченного ими действия.

Акт всегда покажется слишком длинным, если в нем мало действия и избыток речей, он всегда будет в меру коротким, если события и речи скрывают от зрителя его длину. Не прикажут ли слушать драму с часами в руках? Нужно чувствовать, а ты, ты считаешь страницы и строки.

В первом акте «Евнуха» лишь две сцены и маленький монолог, в последнем их десять. Оба акта одинаково коротки, потому что зритель не скучает ни в одном, ни в другом.

Первый акт драмы, быть может, самая трудная ее часть: он открывает действие, ведет его вперед, иногда является экспозицией и всегда служит связью.

Если то, что мы называем экспозицией, не вызвано каким—нибудь значительным событием или не сопровождается им, акт будет лишен живости. Сравните первый акт «Девушки с Андроса» или «Евнуха» с первым актом «Свекрови».

265


 далее>>>