XIV. О РАЗДЕЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ И ОБ АКТАХ
Когда
эскиз готов, а характеры установлены, переходят к разделению
действия.
Акты —
это части драмы. Сцены —
части акта.
Акт —
это доля общего действия драмы. В нем заключено одно или несколько
событий.
264
После
того как я отдал преимущество простым драмам перед сложными, было бы
странно, если бы я предпочел акт, насыщенный событиями, акту с одним
лишь событием.
Принято,
чтобы главные персонажи либо появились, либо были названы в первом
акте; я не очень—то понимаю почему. Бывает, что драматическое
действие не позволяет ни того, ни другого.
Принято,
чтобы один и тот же персонаж не появлялся несколько раз в одном и
том же акте. А почему это принято? Если то, что он скажет, он не мог
сказать, пока был на сцене; если то, что снова привело его,
случилось в его отсутствие; если он думает, что тот, кого он ищет,
остался на сцене; если последний действительно там, либо его там
нет, но актер об этом не знает; если момент требует его возвращения,
если оно увеличивает интерес, —
одним словом, если персонаж снова вступает в действие, как это
ежедневно случается с нами в обществе, тогда пусть возвращается, я
всегда готов его видеть и слышать. Критик может ссылаться на своих
любимых авторов, сколько ему угодно, зритель согласится со
мной.
Требуют,
чтобы акты были почти равной длины —
было бы гораздо разумнее требовать, чтоб длительность их была
пропорциональна широте охваченного ими
действия.
Акт
всегда покажется слишком длинным, если в нем мало действия и избыток
речей, он всегда будет в меру коротким, если события и речи скрывают
от зрителя его длину. Не прикажут ли слушать драму с часами в руках?
Нужно чувствовать, а ты, ты считаешь страницы и
строки.
В
первом акте «Евнуха» лишь две сцены и маленький монолог, в последнем
их десять. Оба акта одинаково коротки, потому что зритель не скучает
ни в одном, ни в другом.
Первый
акт драмы, быть может, самая трудная ее часть: он открывает
действие, ведет его вперед, иногда является экспозицией и всегда
служит связью.
Если
то, что мы называем экспозицией, не вызвано каким—нибудь
значительным событием или не сопровождается им, акт будет лишен
живости. Сравните первый акт «Девушки с Андроса» или «Евнуха» с
первым актом «Свекрови».
265
далее>>>
|